ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Неудобная память

Андрей Золотов :: 30 октября 2012

Сотни людей зажигали вчера свечи и зачитывали имена расстрелянных у Соловецкого камня на Лубянке. В этом году было, по всей видимости, больше участников этой традиционной акции, посвященной Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября, чем обычно. Сотни людей сегодня молились на заупокойной литии, а потом зачитывали имена убитых на Бутовском полигоне под Москвой, где расстреляны и зарыты в больших рвах десятки тысяч наших соотечественников. В Бутово такая акция памяти проводилась впервые.

Были акции в Туле, в Норильске, во многих других городах. В Благовещенске-на-Амуре открыли сегодня памятник жертвам репрессий – к сотням памятников и памятных знаков этой страшной эпохе, уже стоящих по стране.

Тысячи людей по всей России почтили память своих отцов, дедов и прадедов, павших жертвами советского молоха. Тысячи?

В стосорокамиллионной стране, где миллионы людей были расстреляны, замучены под пытками, умерли в тяжких работах, годами невинно томились в неволе, были поражены в правах. Почему же так мало было тех, кто вспомнил сегодня о трагедии нашего народа?

Это странный день. И странная ситуация. Несправедливо было бы сказать, что в России игнорируется память о собственных жертвах собственного страшного XX века – ведь и день такой есть в календаре, и замечательные небольшие музеи посвящены этой теме то тут, то там, и памятники стоят, и часовни, и храмы. И даже президент России Владимир Путин возлагал цветы к таким памятникам в разных городах. И в Бутово, где построен прекрасный храм Новомучеников Российских с душераздирающим музеем личных вещей и фотографий расстрелянных и ботинок, вырытых из могил, президент бывал. А патриарх собирает там каждый год в четвертую субботу после Пасхи сотни московских священников служить, как первохристиане служили, в буквальном смысле слова, на гробах мучеников.

Но разве сопоставима эта память с тем, как воздается у нас дань памяти почти соразмерным жертвам Великой Отечественной войны? Или с тем, что происходит в Ереване 24 апреля, в день памяти жертв геноцида армян в Османской империи? Или с тем, как далеко не только евреи поклоняются жертвам геноцида евреев в Освенциме, Бабьем Яру или Яд Вашеме?

Более чем через 55 лет после отказа от сталинизма на ХХ съезде КПСС и более чем через 20 лет после падения советской системы память о жертвах советского периода нашей истории остается уделом энтузиастов. Она не стала государственным культом, а большая часть наших сограждан не хочет об этих жертвах задумываться.

Мало того, по исследованиям социологов из фонда "Общественное мнение" (ФОМ), за последние десять лет процент наших сограждан, отрицающих массовые репрессии, вырос с 8 до 16. А число признающих их существование уменьшилось с 75 процентов в 2001 году до 62 процентов в 2012 году.

При этом 41 процент россиян затрудняется ответить на вопрос об причинах репрессий, а в общей сложности 51 процент – больше половины! – в разной степени допускает вероятность их повторения.

Соловецкий камень в центре Москвы – это достаточный мемориал для столицы? А разве президенты, свои и иностранные, и школьники не должны в обязательном порядке возлагать цветы у рвов Бутово или Коммунарки всего в нескольких километрах от МКАДа, где покоятся десятки, если не сотни тысяч наших соотечественников?

Это сложная тема и страшная травма.

Во-первых, эти жертвы нельзя списать на внешнего врага – русских коммунистов, как это успешно сделали наши братья в Прибалтике или Польше, или даже на жидо-масонов – излюбленных врагов русских националистов. Надо что-то думать о самих себе.

Во-вторых, слишком большая часть нашего общества по-прежнему позитивно ассоциирует себя с советским прошлым и разочарована в "демократах", начертавших развенчание сталинизма на своих знаменах в конце 1980-х.

Историки давно показали, что массовые политические репрессии начались совсем не при Сталине, а гораздо раньше, но даже хилая хрущевская концепция того, что Сталин был плохой, а Ленин – хороший, до сегодняшнего дня подвергается довольно эффективным атакам ревнителей советского имперского наследия.

И даже государственные деятели современности, имеющие репутацию либералов, считают чуть ли не кощунством исправить что-то, связанное с Лениным – вспомним хотя бы слова вице-премьера Аркадия Дворковича, публично недавно признавшегося, что у него "не поднялась рука" отменить подписанное Лениным решение о каких-то электросетях.

Слабое утешение, что в таких сложностях мы не одиноки. Хотя и принято сравнивать десталинизацию с денацификацией в Германии, это сравнение вряд ли корректно – денацификация осуществлялась в побежденной стране под контролем оккупационных властей, и лишь десятилетия спустя ее "догнало" собственное общественное мнение.

А вот в Испании, например, с наследием франкизма все куда сложнее: там тоже и обет молчания, и разделенное общественное мнение по поводу перезахоронений, и площади имени генералиссимуса в небольших городках – не такая уж редкость.

У русских скорее менталитет победителей, и строить свою идентичность вокруг собственных жертв, как это можно видеть у армян, евреев или сербов, нам пока не было свойственно. Но, может быть, только пока?

"Это ужасающая травма, которая изуродовала нацию. Наше государство и власть побаиваются трогать эту проблему, а кто-то даже заигрывал с идеей превращения Сталина в национального героя, – говорит политолог Сергей Караганов, руководитель рабочей группы по исторической памяти Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. – Но главная причина в том, что значительной части общества страшно признать грех своих отцов и дедов – ведь шел геноцид: одна часть народа уничтожала другую, при этом нелучшая уничтожала лучшую".

А протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомученников Российских в Бутово, чей дед, священномученик Владимир Амбарцумов, там расстрелян и закопан, видит причину еще глубже – эта память неудобна, говорит он, она обязывает жить иначе, а мы не хотим.

"В начале ХХ века наш народ прельстился иллюзиями о том, что можно построить на земле рай, – говорит Каледа, – и совершил колоссальное пролитие крови и понес сам колоссальные жертвы. Сейчас основная цель большинства наших соотечественников –материальное благополучие. Рай на земле не удалось построить, но зато рай в собственной квартире или на собственном участке с коттеджем – теперь мы это хотим строить. А если все же осознать, что все то было неправильно, то надо осознать и то, что мы сейчас неправильно поступаем. И по-другому как-то жить".

А пока никому не кажется странным, что траурные мероприятия в День памяти жертв репрессий проходят в Бутово – на территории района Московской области, который носит имя Ленинского.

Источник: Риа-Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама