ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Темная сторона любви

Виталий Каплан :: 01 ноября 2012

От любви до ненависти, говорят, один шаг. Вот не уверен – по-моему, если любовь настоящая, то ненависть с ней как-то не вяжется. Впрочем, смотря какая ненависть... Кого любишь – того вряд ли возненавидишь, но если речь идет о ком-то другом, тогда возможны всякие варианты. Взять, например, недавний случай в поселке Пойковский Ханты-Мансинскогоавтономного округа. Там хулиганы-кавказцы устроили погром в молельном доме протестантов-пятидесятников. Рвали Библии, топтали крест... Казалось бы, у нормальных людей, тем более у православных христиан, отношение к таким вещам должно быть однозначным: мерзость это и подлость. Категорически недопустимо!

Ан нет! Нашлись и такие православные, которые искренне обрадовались погрому. Логика такая: пятидесятники – ловят в свои сети потенциальную паству Русской Православной Церкви, а значит, жалеть их незачем, наоборот, чем им хуже, тем нам лучше. Я вполне допускаю, что люди, которые так думают, искренне считают себя христианами, что они искренне любят Христа, любят Церковь. Просто эта их любовь ищет какого-то проявления, и находит: в ненависти. В ненависти к тем, кто уклоняется от Истины, кто вредит Истине.

Сразу поставлю точки над "i". Речь не о том, что вера пятидесятников хороша. Для меня их вера – это искажение христианства. Приходилось мне видеть их молитвенные собрания... Но я уверен, что все эти соображения для восторгавшихся погромом стали своего рода "отмазкой", оправдывающей их радость чужому горю, их злорадство и ненависть. Потому что без ненависти к врагам им никак – именно в такой ненависти проявляется их любовь к Православию. Это естественный для них способ выражать свою любовь. "Я за тебя, любимая, всем глотки порву!".

Да, вот и такой бывает любовь. Причем вовсе не только по отношению к Богу и к Церкви. Точно таким же способом можно любить что угодно. Детей, например. Десять лет назад мы с Алексеем Соколовым написали фантастический роман "Струна", где главной темой как раз и стала подобная любовь к детям – выражающаяся в ненависти к тем, кто наносит детям какой-либо вред (как реальный, так и мнимый). Там, в романе, защитники детей исходят, казалось бы, из самых светлых чувств – и их действия сами по себе чаще вполне оправданы этически. Действительно, детей защищать надо. Но все же первичная мотивация этих "людей Струны" – именно что ненависть. Ненависть, неразрывно связанная с любовью. Темная сторона любви. Тогда, в начале 2000-х, это все казалось фантастикой. Сейчас мы сплошь и рядом видим, как защитники детей – не нелегалы-подпольщики, как в нашем романе, а государственные чиновники – во имя любви к детям разрушают семьи, ломают человеческие судьбы (и детские в том числе). Чаще всего, конечно, по равнодушию, но бывает, что и совершенно искренне – из любви к детям. Любви, понимаемой как ненависть к тем, в ком подозревают врагов детства.

А уж если говорить о патриотизме, о любви к Родине... Тут ненависти, пожалуй, на порядок больше, чем созидательной любви. Для очень и очень многих любить свою страну означает прежде всего ненавидеть ее врагов. Будь то Госдеп, будь то коммунисты, либералы, националисты, Березовский, Путин, Грузия, Кремль... выбирай врага в зависимости от политической ориентации. Ровно то же самое касается и любви к своему народу. Это правильное, здоровое и естественное чувство. Но почему такая любовь чаще всего выражается в ненависти к "инородцам", "понаехавшим"? Да, разумеется, те нередко сами дают повод – но опять же, что первично, а что вторично? Мне кажется, что если первична любовь в форме ненависти, то даже "белых и пушистых" мигрантов будут ненавидеть, а если первична любовь без ненависти – то и с мигрантами-преступниками можно разобраться твердо и спокойно, но без лозунгов и истерик.

Раньше я думал, что вот такая "любовь через ненависть" – это вообще не любовь, что это просто ненависть, просто стихийная агрессия, проистекающая из испорченной грехом человеческой природы и нуждающаяся в каком-то фиговом листке, в каком-то идейном прикрытии. Ненависть к одному, притворяющаяся любовью к другому.

Сейчас я понимаю, что все сложнее. Противоречив человек, нелинеен. Вспомним слова апостола Павла: "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7:18-20). Поэтому в человеческой душе могут уживаться и любовь, и ненависть. Никакого притворства тут не будет, человек может быть абсолютно искренен – и перед людьми, и перед собой, и перед Богом. Между прочим, любовь в форме ненависти была свойственна и апостолам: "Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение" (Лк. 9:51-56). Вот искренне, по-человечески любили своего Наставника, искренне обиделись за Него, искренне захотели покарать обидчиков. Из самой что ни на есть любви. И услышали твердое: "Не знаете, какого вы духа".

Вот это – ключевые слова. Любовь-то может быть любовью, глубокой, сильной, непритворной... но – человеческой. Слишком человеческой. И потому – несовершенной, поврежденной грехом. Любовь не в Духе и Истине. У такой любви обязательно найдется темная сторона. Причем вовсе не обязательно только ненависть. У темной стороны очень много граней, и они перечислены в знаменитых словах апостола Павла о том, какой должна быть настоящая любовь – любовь, которая от Духа Божия, а не от человеческой природы. "Не завидует", "не превозносится", "не гордится", "не бесчинствует", "не ищет своего", "не раздражается", "не мыслит зла", "не радуется неправде"... (Рим. 13:4-7).

Скажем честно: очень немногие из нас научились такой любви, о которой писал апостол Павел. большинство – в том числе и воцерковленные христиане! – любят со всеми этими разнообразными "не". Касается это не только любви к ближним и к человеческим общностям (народу, нации, стране), но и любви к Богу. У кого-то темная сторона любви выражается в ненависти к врагам, у кого-то – в эгоизме, у кого-то – в гордыне...

Впору впасть в отчаяние – но не надо. На то нам и дана земная жизнь, чтобы научиться любить по-настоящему, чтобы не своей, но Христовой силой преодолеть темную сторону своей любви. А для начала ее нужно увидеть и трезво осознать. Да, насчет зла, насчет врагов. Врагов надо прощать, со злом надо бороться. Но – без гнева и пристрастия. И в любом случае понимать, что главный способ бороться со злом – это побороть его в собственной душе.

То есть – перейти на светлую сторону своей любви.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама