ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Никогда не считал атеистов животными

Юрий Вяземский :: 08 ноября 2012

Несколько лет назад я участвовал в программе "Культурная революция". Говорил довольно много, но, как оказалось потом, в процессе монтажа мои слова сильно порезали, остались лишь отрывки, вырванные из контекста. В итоге мысль исказилась до неузнаваемости. И теперь журналисты тиражируют "информацию", будто Юрий Вяземский считает атеистов больными и животными. Знакомые и читатели либо недоумевают, либо упрекают.

Возникло недопонимание. Нужно объясниться: что же я на самом деле говорил в той "Культурной революции". Кстати, ровно то же самое я каждый год говорю студентам МГИМО на лекциях по культурологии.

По моему убеждению, главное отличие человека от животного – это религия. Человека называют homo sapience, но, разделяя человека и животных, я предпочитаю называть его homo religiosus. А одна из целей религиозного познания – осмыслить связь времен. То есть, соединить прошлое, настоящее и будущее. Для человека яркого и взыскующего мысль о том, что его больше никогда не будет, – в принципе ненормальна, болезненна и противоестественна. Для чего ты всю жизнь тогда трудился, ставил цели, прикладывал усилия? И точно также человеку очень не хочется, чтобы умирал его близкий. Смириться с мыслью, что близкого больше нет – невозможно. Он ушел навеки, и его никогда не будет? Это немыслимо! Моя мама, дорогая и любимая, – и есть этот безжизненный труп?! Нет! Человек внутренне хочет жизнь своего близкого продлить.

Если вспомнить историю и древнюю археологию, то мы увидим, что фиксация появления на земле человека связана с появлением кладбищ. Это первые памятники человеческой культуры. Причем первые кладбища, по свидетельству некоторых очень солидных ученых, находились в самих жилищах или рядом с ними. То есть, человек специально приближал покойного родственника к себе, а не отдалял.

У животных кладбищ нет. Да, крысы закапывают своих умерших сородичей, но делают это – внимание – в целях санитарии. Зарывают – и никогда больше на это место не возвращаются. Умер – и умер, до свидания.

Происходит так у нас? Слава Богу, нет. Даже неверующий хоронит своего родственника по тому или иному обряду – а это уже ритуал. Тем более, если после этого устраивают поминки и приглашают людей на девять и на сорок дней. Кто-то занавешивает зеркала или ставит рюмку водки с куском черного хлеба. Это тоже ритуал. В отличие от крыс, мы хороним человека не для того, чтобы никогда на кладбище больше не возвращаться, а наоборот – чтобы было конкретное место, куда прийти и навестить.

Из этого я делаю вывод, что человек, который так относится к смерти ближнего, не может быть атеистом в чистом виде. Потому что атеист в чистом виде не должен был бы хоронить своего родственника – ведь для него это не более, чем разлагающаяся материя. Он должен был бы вызвать спецкоманду, сдать им труп и забыть об этом. Вот крыса, закапывая сородича и забывая о нем навсегда, проявляет себя как честный и последовательный атеист в чистом виде. А нормальный человек таким быть не может.

Атеистом на уровне животного, по моему мнению, может быть только человек, психически нездоровый. И у меня была одна такая дальняя знакомая, которая являла собой пример чистой атеистки: она не пошла на похороны сына, вообще не ходила на кладбище, ей было наплевать... Она была психически больной, с ней работали врачи. И когда на "Культурной революции" меня спросили: "Что же с ней делать", я ответил: "Лечить надо, она больная..."

Но так получилось, что после монтажа в программе остался только эпизод, где я вскакиваю и говорю, что атеист – это больное животное, которого надо лечить. Как будто Юрий Вяземский считает всех атеистов мало того, что животными, так еще и больными.

В той же программе я говорил о том, что религиозное познание мира – в той или иной форме – заложено в каждого человека. Эта как бы комната – как и комната-наука и комната-искусство – есть в культурном здании любого. Другое дело, что содержимым этих комнат человек может не пользоваться и, например, решить: в комнату-религию я входить не буду – я человек нерелигиозный. Но комната-то от этого никуда не денется, как бы человек сам с собой ни играл. И если в этой комнате нет традиционной религии (Христа, Будды, Аллаха и т.д.) – значит, там поселился кто-то другой. Это может быть Воланд. Это могут быть Ленин со Сталиным – в этом смысле марксизм-ленинизм был квазирелигией. Это может быть черная кошка. А что самое страшное, в этой комнате может жить некий сверхчеловек, которому все позволено и Бог ему только мешает (на эту тему даже нет смысла распространяться: достаточно почитать "Бесов" Достоевского – там подробнейшим образом разработано и показано, чем такое заканчивается). Более того, этот божок, который проживает в комнате-религии, если там нет Бога, – очень часто таится от нашего сознания. Благодаря психологам, мы знаем, что сознание составляет лишь часть нашей психики, а есть ведь еще предсознание и бессознательное. То есть, прятаться этому карманному божку очень удобно. И двери комнаты-религии как будто закрыты, и складывается ощущение, что и самой комнаты нет.

Но все меняется, когда человек оказывается в критической ситуации: перед лицом смерти что-то происходит – и эти двери комнаты-религии распахиваются. Мой отец – замечательный психофизиолог Павел Симонов – провозглашал себя атеистом. Однажды мы летели с ним вместе на самолете – и самолет провалился в глубокую воздушную яму. Это длилось несколько секунд, но по ощущениям на борту – целую вечность. Пошла вибрация на крылья, женщины закричали. И я увидел, что мой папа сидит и молится: его губы шевелятся. Когда самолет стабилизировался, я спросил отца, что он делал. Он ответил, что молился обо мне: дескать, он-то уже прожил интересную жизнь, а сын – еще молод, "пусть хотя бы он выживет". Я спросил, кому же он молился. Он ответил, что молился так: "О ты, святая Ядвига и вы, индейские боги..." Мой отец на четверть был поляк и очень любил студентов, а в Польше покровительница студентов – святая Ядвига. А индейские боги оказались с ней рядом, потому что в свое время папа девять месяцев стажировался в США и был там в музее, где стояли статуи индейских богов. О той поездку он сохранил самые теплые и светлые воспоминания: молодость, Калифорния, влюбленность... И перед лицом смерти все это вышло из комнаты-религии, которую мой отец, как ему казалось, замуровал.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама