Многое ли изменилось в сознании людей за двадцать лет после крушения СССР, почему не работают институты гражданского общества и есть ли надежда на новое поколение, рассуждает кандидат исторических наук протоиерей Лев СЕМЕНОВ:
Если попытаться однозначно ответить на этот вопрос, то, конечно же, увы, нет, не ушло. Для меня с ним будет покончено, когда будут возвращены исторические названия всем городам и улицам, некоторые из которых доныне носят одиозные имена террористов, государственных преступников, деятелей, так или иначе ответственных за национальную катастрофу 1917 года, когда будет удалена мумия с центральной площади нашей древней столицы, а само здание мавзолея будет музеефицировано.
Скажем, там можно было бы организовать электронную – по причине малой площади – экспозицию, в которой после предварительной модерации историков были бы представлены поступившие по интернету или же оставленные непосредственно в мавзолее свидетельства всех пожелавших россиян о последствиях действий предводителя октябрьского переворота, – это была бы Открытая книга народной памяти, приношение всем жертвам революции, гражданской войны, последующего большевистского террора.
Что я имею в виду под советским наследием? Это принудительный вульгарный материализм, а также сохраняющаяся порой в средней и высшей школе усилиями ряда преподавателей-гуманитариев "советской закваски" примитивная критика религии как якобы противостоящей научному знанию, уходящая своими корнями в советский "научно"-атеистический менталитет с вытекающим отсюда забвением исторических корней тысячелетней традиции российской культуры и всего уклада быта.
Это внутренняя несвобода, зависимость от внешних идеологем. Это некое двуличие, когда человек думает одно, говорит второе, а делает что-то третье, – среднее между первыми двумя позициями. Именно поэтому у нас практически не работают институты гражданского общества, Само общество атомизировано, люди разрознены, зачастую эгоистичны.
Прямым следствием удаления от православной традиции является и неблагополучие в современных семьях, распадающиеся браки, распространившаяся практика так называемых гражданских браков, эвфемизм (благозвучное обозначение), которым стыдливо прикрывается то, что следует прямо называть блудным сожительством. Стоит ли на этом фоне удивляться демографическим проблемам нашего общества, снижению рождаемости?
А возьмем проблему патриотизма. Для некоторых либерально ориентированных кругов само это понятие становится едва ли не бранным. Убежден, что и корни бед в межнациональных отношениях, и недостатки в патриотическом воспитании говорят о крахе пресловутых "ленинской национальной политики" и "духа советского патриотизма". Именно святая вера отцов и дедов была способна подвигнуть наших предков к общенародному сплочению в годину суровых испытаний перед лицом вражеских нашествий. Недаром в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов даже богоборческая власть была вынуждена вспомнить о православных традициях, в частности, учредить воинские ордена, носившие имена святых благоверных князей и выдающихся военачальников прошлого.
Подлинному подъему российского общества на церковном уровне может служить возрождение приходской жизни, что уже наблюдается на многих приходах как в Москве, так и в других епархиях. Большое значение здесь имеет значительно усилившаяся в последние годы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла миссионерская, социальная и молодежная работа на приходах. По примеру православного люда задачи по преодолению индивидуалистической разрозненности, выработке механизмов совместного разрешения проблем, достижению социального консенсуса остро стоят и вне церковной ограды.
Однако нужно учитывать и то, что, когда мы говорим о Церкви (речь идет не о мистическом ее измерении, а о земном, человеческом выражении как сообщества верующих), она сегодня во многом состоит из вчерашних неофитов, людей, не укорененных в церковной культуре с детства. В поисках духовной пищи эти люди привнесли в Церковь многие суеверия, далекие от Православия представления о церковной жизни. Для того, чтобы они полностью воцерковились, также потребуется время.
Я возлагаю надежду на новое поколение, на тех, кому сегодня двадцать лет, потому что все, кто вырос при советском строе, даже если они на уровне идеологическом и отрицают советское прошлое, то на уровне менталитета, на уровне привычных алгоритмов действия в социуме, зачастую остаются носителями того, что на протяжении многих поколений вдалбливалось в их головы.
Почему за двадцать лет ничего не изменилось? Потому что подрастающее поколение воспитывается родителями, дедушками, бабушками, впитавшими советский опыт, это не их вина, но это данность, с которой мы повседневно имеем дело. Иногда меня спрашивают, неужели в советской жизни все было только негативно, и чаще всего вспоминают об идеале коллективизма, взаимовыручки и т.п. Мне всегда хочется ответить, что положительные стороны имели тогда место не благодаря советскому строю, а вопреки. Недаром душевность, человечность, чувство взаимопомощи выражались, скажем, в авторской песне, которая сама по себе была некой альтернативой культурному официозу. И не следует забывать, что многие добрые начала сохранялись в советские времена еще от дореволюционной России и базировались на традиционных ценностях, а не на казенной советской идеологии.
С 8 ноября до 9 декабря в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, Тверская ул., 21) пройдет выставка "Преодоление: Русская Церковь и Советская власть".
Экспозиция подготовлена совместно музеем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, проводится в рамках Года российской истории и приурочена к 20-летию Свято-Тихоновского университета.
Выставка стала результатом двадцатилетия научной работы Университета. Сотни документов были обнаружены и введены в научных оборот его сотрудниками. Для Государственного центрального музея современной истории России выставка стала возможностью продемонстрировать интереснейшие экспонаты, не нашедшие место в постоянной экспозиции.
В статье использованы экспонаты выставки "Преодоление: Русская Церковь и советская власть".
Источник: Нескучный сад