ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Несвои свои

Пущаев Юрий :: 13 ноября 2012

Однажды я с женой и маленькой дочкой гулял в Подмосковье на берегу небольшого озера. Вдруг из-за поворота на полной скорости на велосипедах вылетели два таджика, судя по всему, рабочие на местных дачах. Один из них летел прямо на мою дочь. Мы от растерянности глупо застыли на месте, а "всадник" неумело свернул лишь в паре метров от нас. Прокричав от злости и шока что-то не очень печатное им вслед, мы пошли дальше. Тут они разворачиваются и едут обратно к нам. У меня первая мысль: "Они что, еще права качать будут"?! И вдруг тот "гонщик" на не очень хорошем русском языке начинает долго извиняться. Он объясняет, что сам отец, у которого маленькие дети, и что он прекрасно понимает наши чувства. В итоге расстались мы совершенно примиренными. После разговора незадачливый велосипедист стал для меня уже не каким-то абстрактным неуклюжим "таджиком". В общем, "кругом люди", и "все мы немного лошади".

Я вспомнил об этом случае в связи с недавней историей про освобожденных полицией уроженцев Средней Азии, которых хозяева (тоже выходцы оттуда, но уже с российскими паспортами) держали на положении рабов в одном из московских продуктовых магазинов. СМИ сообщают жестокие подробности про дела, которые творились в цивилизованной вроде бы столице России (http://www.vesti.ru/doc.html?id=948058). Современных рабов (точнее, рабынь) после смены часто избивали, ломали им пальцы и даже насиловали, а их детей отбирали и отправляли неизвестно куда. С некоторыми это длилось по десять лет.

Эта история вновь подтверждает: в Москве фактически уже появились очаги совершенно чуждой, инородной для нее культуры. За постсоветские годы из-за перенаселенности и размашистого и бездарного строительства столица потеряла свое лицо. Она стала гигантским, обезличенным мегаполисом-муравейником, и в многочисленных продавцах, дворниках и строителях с нерусскими лицами многие уставшие москвичи часто уже просто не видят живых людей. Скорее это некие этнические маски, не привлекательные из-за социального статуса, часто плохо одетые и еще хуже говорящие по-русски. Про них говорят "опять эти киргизы в магазине продавцами", или "да таджики все уберут". Они даже не столько мигранты, сколько "негранты" – от слова "негр". А москвичи, пусть во многом неосознанно, становятся истинными арийцами, для которых новые парии из низших каст готовы выполнить любую грязную работу.

И тут я думаю о другом. Первые восемнадцать лет своей жизни я прожил во Фрунзе, столице еще советской Киргизии (теперь Бишкек). Это был обычный советский город, каких было много. И мы в наших играх, детских дружбах и драках никогда не делились на киргизов или русских. Компании были смешанные. Советский интернационализм, несмотря на его заидеологизированность, был живым явлением. То, что нет плохих национальностей и все люди равны, нам буквально "вбивали в мозг" дворовая жизнь и наши родители. Эту истину отец мне серьезно и категорично объяснил тогда, когда я еще даже не ходил в школу. Иначе в той среде, в том окружении нельзя было просто нормально существовать.

Все было как-то по-человечески. Или почти все. Помню, как в то же время кто-то меня наставлял, что киргизов надо называть "националами", потому что им это не будет обидно. Никто из русских не знал киргизского и в принципе не считал нужным знать. Зато абсолютно все киргизы говорили по-русски. И некая обида у них на это, видимо, все-таки была. Потому что когда "бабахнул" распад СССР, тема языка в разборках 90-х стала одной из главных. "Вот, вы не учите наш язык, а живете на нашей земле", и т.д.

Но все равно, даже в дурном сне нельзя было в семидесятые-восьмидесятые представить, что начнется потом. Жизнь казалась очень прочной, а все – своими. И вдруг очень многие русские и русскоговорящие "нетитульные" почувствовали себя не на Родине, а в гостях. Значит, надо возвращаться "домой"... Это было очень обидно и больно. Сотни тысяч драм и десятки тысяч сломанных судеб. Они еще ждут своих историков – отъезд в Россию миллионов людей с разных концов СССР, гибель советской интернационалистической Атлантиды, враз ушедшей под воду. Образовавшийся "националистический Интернационал", который дружит против России. И мне порой почти до слез обидно и жалко, что все так получилось, что я уже не вернусь в город, в котором родился и вырос, разве что на пару дней "погостить". Что это теперь уже почти чужая земля. Только для умерших она навсегда осталась своей. Во дворе Воскресенского собора в Бишкеке висит объявление, что если вы уезжаете из Киргизии на ПМЖ, и за могилами ваших близких больше некому смотреть, то за умеренную плату специальное агентство возьмет на себя уход за ними.

И все-таки... эта земля только почти чужая, и никогда такой окончательно не станет. Навсегда в памяти осталось ощущение жаркого солнца на коже, вкус ледяной воды после июльской игры в футбол (на улице +35) из уличного крана, к которому мы мчались наперегонки, рисунок гор, который я каждый день видел из окна нашей кухни, смешанная уличная толпа из русских и киргизских лиц, выражения "саламат сиздер" и "кандай турасыз". "Бир, эки, уч, тёрт, беш...". Да и никогда потом я не слышал уже в Бишкеке в свой адрес наездов в стиле "эй, русский...". Город остается терпимым и добродушным. Хотя кто знает, может, только пока...

И я разрываюсь между противоречивыми чувствами. С одной стороны я понимаю, что мы все дальше и дальше друг от друга. Что былое братство рухнуло, его больше нет. Что сегодня из Средней Азии сюда едут не только бывшие "советские люди", но и весьма своеобразные личности с повадками рабовладельцев (см. выше) и наркоторговцы. Что та молодежь, что родилась там в девяностые, это уже люди с другой ментальностью, нежели мои сверстники. Что здесь копится критическая масса недовольства, которая однажды легко может "шарахнуть". Что Москва уже практически перестала быть русским городом.

А с другой стороны – я не могу отнестись к киргизам, таджикам или узбекам как к совершенно чужим людям. Они сегодня какие-то "несвои свои". Или "свои несвои", которых я до сих пор понимаю. Память детства и юности, все еще объединяющий нас русский язык, общая история... От таких вещей тоже не отказываются, это невозможно. Для меня гораздо дальше всякие англичане, американцы и немцы.

И что с этим делать, и как сделать так, чтобы стало лучше, я, честно говоря, не знаю.

Источник: Фома

См. также
Юрий Пущаев
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама