Мне позвонил на днях приятель и попросил уточнить, когда начинается Рождественский пост. Я сказал, что 28 ноября, в среду. Но он засмеялся: Это я и сам знаю. В любом церковном календаре дата написана. Я про точное время. Когда именно нельзя уже есть мясное и молочное с утра в среду или еще с вечера вторника? Говорят, что церковные сутки вроде бы считаются с шести вечера накануне? И, кстати, про конец поста. Знаю, что до первой звезды надо держаться. А как это точно определить? Если небо, например, будет облачное, что делать? По церковному уставу у нас первая звезда как вычисляется? Как правило, священники в ответ терпеливо рассказывают обо всех правилах и тонкостях поста. И обязательно подчеркивают, что самое главное это не режим питания, а режим души. Напоминают слова одного святого, что дело не в том, какие продукты не есть, а в том, чтобы друг друга не есть. То есть надо добро делать и удерживаться от зла. Ничего плохого в таких вопросах, конечно, нет. Особенно те, кто постятся в первый раз, обычно очень хотят, чтобы все у них во время поста было по правилам. И тревожатся, что по незнанию могут что-то нарушить.
Но как заметил мой знакомый священник, очень часто преувеличенное внимание к правилам поста сочетается с верой на всякий случай: "Попощусь, меня не убудет, а вдруг да и в самом деле Бог есть?" Это очень распространенное отношение к вере. И не только сегодня. Еще в XVII веке известный ученый Блез Паскаль сформулировал рассуждение, известное как "пари Паскаля". Он предложил воспользоваться теорией игр, основанной на теории вероятностей, чтобы решить, что выгоднее: жить по правилам веры или вне их? И пришел к выводу, что ставка на религию предпочтительнее, чем на атеизм. Ведь жить по канонам веры лишь чуть сложнее из-за постов, некоторых ограничений, обрядов. Цена "проигрыша" в случае отсутствия Бога невелика затраты на обряды. Зато возможный "выигрыш" в случае существования Бога бесконечно велик спасение души, вечная жизнь. Такой рассудочный подход еще не вера. Но он может привести к вере. А может и нет, если зациклиться только на соблюдении внешних правил.
Что же касается первой звезды, то в церковном уставе об этом ничего нет. Поститься предписано до конца вечерни в канун Рождества. То есть до момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
По материалам источников: Вечерняя Москва