ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свободно избрать добро

О священниках, жрецах и посредниках

Владимир Легойда :: 30 ноября 2012

Сколько раз приходилось многим из нас, отвечая на претензию "Зачем нужны священники? Зачем посредники между Богом и человеком?", объяснять важность такого посредничества. Стараться, приводить аргументы, искать убедительные доводы. А может быть, напрасно... Ведь в строгом смысле слова этот вопрос не к христианам, а к язычникам.

Хотя в язычестве на вопрос этот существует весьма простой ответ: а как без специальной жреческой касты общаться с богами? Кто тогда будет жертву приносить? Кто – волю богов сообщать? Кто будет заклинать, заговаривать болезни, умилостивлять разгневанных богов, защищать от злого рока? Кто вообще может сам, правда, нередко также при помощи дополнительных помощников, обращаться к богам? Все это – посреднические функции. И совершать их может только жрец (шаман и т. д.). В этом – посредничестве – и состоит если не единственная, то безусловно основная функция жреческой касты. (Оставим сейчас в стороне разговор о языческих мистериях, в которых, по словам православного богослова XX века, обнаруживается "тоска по подлинной духовности"; это уже тема для специалистов).

Но, к счастью, большинство современных людей жрецы-посредники интересуют гораздо меньше, чем христианское духовенство. И тут, вместо не всегда работающих примеров про то, что и в школе мы учимся с помощью учителей, и вообще, везде в жизни нам нужны помощники, подсказчики, советчики, можно было бы сказать иначе. Священник – не посредник.

Конечно, непосредническое служение появляется уже в дохристистианскую эпоху. Так, в Ветхом Завете священник не только приносит жертвы, но является также и судьей, и учителем. Нравственные нормы, впервые подобным образом сформулированные в десяти заповедях Моисея, также становятся предметом заботы духовенства. А этика ветхозаветного Израиля порождает неведомый дотоле идеал праведности – хождения перед Богом. Выражается это прежде всего в следовании закону. При этом сила закона была одновременно и его слабостью: человек искал добра, которое предписывал закон, но изнемогал от невозможности исполнить его (напомню, что благочестивые иудеи должны были соблюдать не 10 заповедей, а... 613 (!) правил – мицвот). И вот еще что важно: "Сострадания к грешнику не знал Израиль. Пророк Илия, ревнующий о Боге совершенной ревностью, не только ненавидит грех, но ненавидит и грешника. Он сжигает пророков Иезавели, он немилосерден к твари и людям, он повелевает стихиям и даже смерти, но не ощущает милосердия к падшим. Священство Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешения человеку-грешнику" (архимандрит Киприан (Керн)).

Фото Владимира Ештокина

Христианство приносит иное понимание Бога и человека, предполагает иной характер их отношений. Это отношения Отца и детей. И каждый человек, минуя любых посредников, может обратиться к Богу и сказать Ему: "Отец мой!" Именно так начинается молитва Господня, словами которой Сам Спаситель заповедал нам обращаться к Творцу: "Отче наш..."

Христианство разделяет грех и грешника: грех христианин обязан ненавидеть, греха следует бежать. Но грешник, человек, заслуживает и снисхождения, и жалости, и помощи, и любви. В семинарских курсах пастырского богословия нередко говорят о трех служениях священника: собственно священническом (совершение Таинств), царском (духовное водительство) и пророческом (проповедь). Это верно, но основное попечение священника – это "проповедь усыновления".

Пропасть между Богом и человеком преодолена Самим Богочеловеком Христом. Путь ко Христу – главный путь для христианина и главное попечение священника. Духовная жизнь людей, за которую несут ответственность священники: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе (Мф 18:18). Высокая, страшная ответственность. И очень тяжелая. При том, что власть пастыря есть служение. Не посредничество как жречество. И, конечно, не насилие над волей пасомого, не духовный деспотизм, но любовь и забота, сострадание и собственный пример. Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте

(1 Тим 4:12), – говорит апостол Павел в пас­тырском послании к Тимофею. Слова эти сегодня выбиты на обратной стороне иерейского креста, вручаемого при рукоположении пастырю, и должны быть отпечаны в его сердце.

Как замечательно сказал подвижник

XX века, священноисповедник Роман Медведь, священник должен "так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро".

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама