Круглый стол на тему: «Перспективы развития межрелигиозных отношений в России. Вопросы формирования религиозной терпимости и взаимного уважения к представителям других религий, совместного противодействия радикализму и экстремизму в сфере религиозных отношений» состоялся 5 июля в пресс-центре РИА «Новости».
В дискуссии приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель аппарата Совета муфтиев России Харис Саубянов, заведующий отделом наук Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Фарид Асадуллин, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Сергей Ряховский, главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар, генеральный секретарь Конференции католических епископов священник Игорь Ковалевский, председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, заведующий сектором исламоведения в Институте востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД РФ Алексей Малашенко, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы Ольга Васильева, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда.
Сотрудники пресс-центра РИА «Новости», которые являются инициаторами круглого стола, сообщили «Благовест-инфо», что он ни к чему не приурочен: «Просто мы давно не собирали религиозных лидеров для обсуждения важных проблем».
Тон обсуждению задал Харис Саубянов, который охарактеризовал наше время как «ренессанс межрелигиозного общения». Все участники заседания говорили о роли Межрелигиозного совета России (МСР) в организации и укреплении диалога между «традиционными» религиями России. Прот. Всеволод Чаплин оценил российский уровень межконфессионального сотрудничества как «один из самых высоких в мире». По его словам, перспективной является именно модель взаимодействия, избранная в России и основанная на отказе от синкретизма и прозелитизма. Напротив, межрелигиозные организации, которые вели диалог через «объединение вер вокруг гуманистических идеалов» (например, «Парламент религий», Саммит религий в Нью-Йорке в 2000 г.), по мнению о. Всеволода, неизбежно заходят в тупик.
О необходимости сотрудничества «традиционных» религиозных организаций с «нетрадиционными» говорили представители последних. Так, Сергей Ряховский подчеркнул, что российский протестантизм не является некоей новой конфессией, а тем более – продуктом «экспансии Запада». Католический священник Игорь Ковалевский также сетовал, что католицизм в России «отождествляется с культурой Западной Европы, хотя это совершенно не так». «Социальное служение – вот область, где религии могли бы реально взаимодействовать», – утверждал он, подчеркнув, что для этого необходимо воспитывать толерантность.
Тема толерантности задела участников дискуссии за живое. О том, что государственная политика в области религиозной толерантности еще не выработана, говорила Ольга Васильева. По ее словам, сделать это крайне трудно из-за отсутствия полных аналитических данных о религиозных организациях в регионах. Алексей Малашенко считает, что толерантности не способствует «жесткое деление» религий на традиционные и нетрадиционные, а также «перегибы» в борьбе с исламским радикализмом и экстремизмом. «Нельзя оскорблять весь ислам», – предостерег он.
По мнению Владимира Легойды, о межконфессиональной толерантности можно говорить только в связи с «первостепенной» проблемой религиоведческого образования. Религиоведческое образование, продолжил Сергей Чапнин, возможно при хорошем религиозном воспитании; религиоведческое образование не должно вытеснить религиозного, считает он. О подготовке учебника «Религии в России» для факультатива 8-9-х классов рассказала Ольга Васильева. По мнению прот. Всеволода Чаплина, необходимо подготовить несколько разных курсов: по основам культуры одной или разных религий, чтобы у школы и семьи была возможность выбора.
На заседании круглого стола выступили также Фарид Асадуллин и Сергей Попов, который говорил о большой роли государства в формировании межрелигиозного диалога.