ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Предстоятель Церкви без наследников

Михаил Бабкин :: 05 декабря 2012

Как Поместный Собор лишил Патриарха Тихона имущественных прав

Согласно ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви архиереи имеют право завещать свое личное имущество. Причем в Уставе не делается никаких оговорок о характере этого имущества, будь оно движимое или недвижимое. Дословно в документе со ссылкой на гражданский закон значится: "Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в соответствии с законом" (гл. IV, п. 14), "Личное имущество скончавшегося архиерея наследуется в соответствии с действующими законами" (гл. X, п. 22). Однако такие нормы церковного права были введены относительно недавно – лишь в 1988 году (подробнее см. "НГР" от 20. 06. 12).

От петровской уравниловки до екатерининских привилегий

Основной массив действовавших до 1917-1918 годов норм российского права, которым определялся порядок наследования личного имущества монашествующнго православного духовенства, был создан в XVIII-XIX веках. Одним из его ключевых, неизменных положений было то, что все без исключения монашествующие (включая, разумеется, и архиереев) были лишены прав наследования, а также приобретения и владения недвижимостью. Эта норма, впервые прозвучавшая в Соборном уложении 1649 года (гл. XVII, ст. 42-44) (Полное собрание законов Российской империи (далее – ПСЗ РИ). Собр. 1. Т. I. Ст. 1), на протяжении двух с половиной веков по различным поводам была около 10 раз повторена в высочайших актах, решениях Сената и определениях высших органов церковного управления. Например, 24 июня 1812 года был выпущен указ Сената, название которого в полной мере соответствовало его содержанию: "Об устранении монашествующих, по пострижении их, от права на наследство и на приобретение недвижимости" (ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXXII. Ст. 25162).

Законодательство же, регламентирующее права монашествующих завещать свое личное движимое имущество, не было неизменным. Первоначально оно было полностью ориентировано на церковную норму – на монашеский обет нестяжания, согласно которому принимающий постриг не должен, строго говоря, иметь никакой собственности. Так, в мае 1722 года император Петр I подписал "Прибавление к Духовному регламенту. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского". В том документе говорилось (ст. 61): "По смерти архиереев, архимандритов и игуменов и прочего монашеского чина, собственного их имения родственником и свойственником ничего не давать; но таковые, вышних чинов присылать в Правительствующий Духовный Синод, а нижних чинов обирать в монастырскую казну" (ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. VI. Ст. 4022). Данная норма, которой было введено монашеско-имущественное "равноправие", была повторена в высочайших актах от 8-9 сентября 1736 года, 6 июня 1763 года и 29 апреля 1765 года, а также в резолюциях кабинета министров от 20 июня, 25 октября 1737 года и 30 марта 1738 года.

Однако 20 февраля 1766 года ситуация кардинально изменилась. В тот день, в условиях начала Золотого века российского дворянства, увидел свет указ императрицы Екатерины II "О дозволении архиереям, игуменам и прочим монашествующим располагать при жизни своей имением в пользу сродников, свойственников и ближних своих". В нем говорилось: "Повелеваем: по смерти архиереев, архимандритов, игуменов и прочих монашеских властей никуда не отбирать оставшегося по них имения, какого бы оное звания ни было, в деньгах, золоте, серебре или ином чем, кроме тех вещей, которые к ризницам их принадлежат, и которые они по набожности своей к Церкви святой, из собственного их имения построили; но архиереи, архимандриты и игумены и прочие монашествующие власти могут при жизни своей тем оставляемым по себе имением располагать так, как им принадлежащим по собственным своим завещаниям в пользу сродников, свойственников и ближних своих, или употреблять оное на богоугодные дела по их изобретению, не давая в том более никому отчету" (ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XVII. Ст. 12577).

Появление процитированного указа, по-видимому, было обусловлено желанием императрицы сделать патерналистский подарок духовным властям: порядок наследования личного имущества тех был отделен от общемонашеского порядка, определенного в ст. 61 "Прибавления к Духовному регламенту". Тем самым Екатерина de jure разделила монашествующих на две группы: одни получили право завещать свое личное имущество (кроме вещей ризницы), а другие – нет. По понятной причине данная мера не могла не способствовать росту карьеризма среди черного духовенства.

Позже приведенная екатерининская норма была несколько дополнена. В высочайше утвержденном 29 июня 1859 года "мнении" Государственного совета, с одной стороны, для духовных властей был снят безоговорочный запрет завещать предметы, относящиеся к ризнице: разрешено было завещать в пользу монашествующих панагии и наперсные кресты. С другой стороны, им было запрещено завещать в пользу монашествующих какие-либо вещи, кроме панагий, наперсных крестов, икон и книг духовного, нравственного и ученого содержания (ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XXXIV Отд. 1. Ст. 34693). 17 сентября 1862 года было высочайше утверждено "мнение" Государственного совета, которым определялось, что "всякое имущество, остающееся по смерти настоятеля или настоятельницы общежительного монастыря, хотя бы оно и не значилось по монастырским документам, признается собственностью монастыря" (ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XXXVII. Отд. 2. Ст. 38687). Данная норма вошла в новую редакцию "Устава духовных консисторий" (ст. 123), введенную в действие 9 апреля 1883 года (ПСЗ РИ. Собр. 3. Т. III. Ст. 1495). Таким образом, представляющие собой духовные власти настоятели и настоятельницы общежительных монастырей (к последним не относились монастыри, жившие по "особножительному" уставу) в своих имущественных правах были приравнены к монашествующим низших степеней.

На рубеже 1856-1857 годов на уровне императорской канцелярии и Госсовета обсуждался вопрос о желательности отмены права монашествующих властей завещать свое личное имущество. В частности, прозвучало предложение: "Следовало бы вновь постановить, что все, остающееся после лиц монашествующих, к какой бы степени церковной иерархии они ни принадлежали, принадлежит монастырской казне". При этом оговаривалось: "Но такое постановление было бы, может быть, слишком противно господствующим ныне мыслям и понятиям, особливо же издавна укоренившимся привычкам, и слишком строго для иноков нашего времени". В результате обсуждения вышеупомянутая екатерининская норма отменена не была (см. : Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1886. Т. IV N 457).

На пути к монашескому равноправию

В царствование Николая II делались конкретные шаги для реанимирования петровского монашеско-имущественного "равноправия". Впервые вопрос об этом прозвучал 13 декабря 1906 года в Предсоборном присутствии – особой церковной комиссии, цель которой состояла в предварительном рассмотрении вопросов церковной реформы, намеченных к обсуждению на планировавшемся Поместном Соборе. В тот день в докладе известного московского юриста – присяжного поверенного при Московской судебной палате (впоследствии – доцента церковного права Московской духовной академии) Николая Кузнецова звучала критика сложившегося в монастырях порядка вещей. Среди прочего докладчик констатировал: "Чем дальше подвигается монах по своей службе при монастыре, то есть получает сан игумена, архимандрита, звание настоятеля и так далее, тем более возвращается ему прав по имуществу, от которых он отказался в момент пострижения. Закон в 1025 статье тома X части I ("Свода законов Российской империи". –

"НГР") предоставляет архиереям, архимандритам и прочим "монашествующим властям" передавать даже свое движимое, частное имущество по духовным завещаниям кому угодно. Что это за монашествующие власти, о которых говорит закон? Очевидно, это те лица, которые по правилам монашеским должны жить одинаковою жизнью с монахами, заботиться об их духовном состоянии и во всем подавать им пример. При отсутствии после монашествующих властей духовных завещаний имущество их переходит в качестве наследства по закону к их родственникам, то есть восстанавливаются даже родственные связи монахов, которые однако порвались при их пострижении" (Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного присутствия. 1907. Т. IV Прил. к журналу IV отдела. N 23). Впрочем, указав на проблему, докладчик не счел нужным четко сформулировать способы ее разрешения.

Вопрос о желательности лишения духовных властей права завещать свое личное имущество рассматривал I Всероссийский съезд монашествующих, состоявшийся с 5 по 13 июля 1909 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Было постановлено, "чтобы настоятели не имели права оставлять наследство и в этом смысле [... ] ходатайствовать об изменении законодательства" (Московские ведомости. 1909. 12 июля).

После окончания работы съезда в "Московских ведомостях" вышла большая тематическая статья Николая Кузнецова. Автор указывал, среди прочего, на половинчатость постановления по вопросу об имуществе монахов: съезд, сказав о настоятелях, не упомянул, что епископы, по своим обетам являясь монашествующими, также не должны иметь права обладать имуществом и распоряжаться им на случай смерти. В частности, Кузнецов говорил: "Известно, что, например, такой обет, как отречение от собственности, начинает даже официально терять свое значение для монаха, по мере того как он поднимается по монастырской или церковной иерархии и достигает сана архимандрита, епископа. [... ] Съезду следовало бы разъяснить, что такое нестяжательность монаха, какие ее пределы и обязательна ли она для всех или только для монахов низших степеней". Автор также указывал на "явное противоречие" с монашескими обетами "признания в законах права собственности на движимое имущество, права наследования в этом имуществе родственников и отказа по духовным завещаниям за монахами высших рангов, архимандритами и епископами" (Московские ведомости. 1909. 16 и 17 июля).

Процитированное выше постановление I Всероссийского съезда монашествующих с ходатайством о желательности корректировки законодательства, по всей видимости, было передано в законодательные органы. По крайней мере, соответствующий вопрос рассматривался Комиссией по судебным реформам, работавшей в составе III Государственной Думы

(01. 11. 07-09. 07. 12). В результате был выработан законопроект "Об изменении постановлений действующих законов о праве иерархов Православной Церкви и прочих монашествующих властей делать духовные завещания о своем имуществе". Однако общее собрание Думы не успело рассмотреть этот документ, и стремление законодателей по возможности вернуть ориентированную на монашеский обет нестяжания норму 1722 года не было доведено до конца. Вместе с тем о существе названного законопроекта стало достаточно широко известно: о нем, например, было сказано на страницах учебной литературы (см. : Красножен М. Е. Краткий курс церковного права. Юрьев, 1913. С. 62).

В контексте рассматриваемой темы требует уточнения вопрос: какие категории духовенства относились к духовным властям? Ответ на него был конкретизирован (хотя и не полностью) в высочайшем указе от 29 апреля 1765 года "Об обращении в казну пожитков, остающихся по смерти монашествующих властей; о продаже сих имуществ и об употреблении вырученных чрез то денег на богоугодные дела". В нем, среди прочего, проводилась грань между монашествующими "властями" и "начальствующими". К первым относились архиереи, архимандриты и игумены, а ко вторым – наместники, казначеи и келари в мужских и женских монастырях. Причем "начальствующие" назывались в числе простых монахов и монахинь (ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XVII. Ст. 12389).

Окончательная конкретизация перечня лиц, входивших в состав духовных властей, была зафиксирована в "Законах о состояниях" 1899 года (Т. IX "Свода законов Российской империи"). Было сказано (ст. 406): "Духовенство монашествующее составляют: 1) духовные власти: митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, строители, игуменьи и настоятельницы монастырей женских и ризничий Московского синодального дома; 2) прочие монашествующие братия". Важно подчеркнуть, что по причине отсутствия в России начиная с 1721 года патриаршества лица соответствующего сана в перечне духовных властей не назывались.

Нестяжатель по воле Собора

15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный Собор – высший орган управления Православной Российской Церковью , обладавший полнотой церковной власти. Через три дня, 18 августа, его председателем был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) – как архипастырь того города, в котором собрался церковный форум. 4 ноября 1917 года Поместным Собором было принято решение о восстановлении в Православной Церкви патриаршества. На следующий день состоялось избрание в Патриархи митрополита Тихона, а 21 числа того же месяца была проведена его интронизация.

Интересен нюанс. Тихон, став Патриархом, с одной стороны, возглавил список духовных властей. С другой – буква законов о нем, строго говоря, умалчивала. Ведь лица патриаршего сана не назывались в перечне монашествующих духовных властей! Соответственно, Патриарх Тихон оказался как бы в правовом вакууме: de facto возглавляя духовные власти, он с 21 ноября 1917 года de jure перестал к ним относиться.

Впрочем, несмотря на парадоксальность данного положения, оно было, можно сказать, вполне естественно: ведь в то время не были очерчены полномочия Патриарха даже в области церковного управления. Лишь 8 декабря 1917 года Поместный Собор вынес определение "О правах и обязанностях святейшего Патриарха Московского и всея России". В нем по интересующему нас аспекту указывалось следующее (п. 13): "Единственным наследником имущества Патриарха после его кончины является патриарший престол" (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. Вып. 1. С. 6).

Назвав "единственного наследника" патриаршего имущества, высший орган церковной власти тем самым дал однозначно отрицательный ответ на вопрос: имеет ли Патриарх право завещать по смерти свое личное имущество?

Таким образом, 8 декабря 1917 года Патриарх Тихон de jure был лишен права завещания своего личного имущества, то есть того права, которое он имел со времени его вхождения в состав духовных властей, то есть с 1892 года. В тот год Тихон с назначением на должность ректора Холмской духовной семинарии был возведен в сан архимандрита; с 1897 года он епископ.

На фоне идущего в Церкви с 1917 года по настоящее время процесса возрастания и абсолютизации власти Московских Патриархов прецедент лишения Поместным Собором Патриарха Московского и всея Руси Тихона права завещания имущества представляется уникальным. Он тем более уникален, если учесть, что Собор работал под председательством самого Тихона.

Таким образом, Поместным Собором 1917-1918 годов была фактически реанимирована, хотя и для одного-единственного человека, петровская норма 1722 года, ориентированная на монашеский обет нестяжания. Эта норма просуществовала с самой зари советской власти до поздних советских времен – с 8 декабря 1917 года до 8 июня 1988 года, когда собранный по случаю 1000-летия Крещения Руси Поместный Собор принял "Устав об управлении Русской Православной Церкви ". В документе появилась формулировка (без каких-либо уточнений о том, что подразумевается под личным имуществом): "Личное имущество Патриарха наследуется в соответствии с действующим гражданским законом о наследстве" (гл. IV, п. 14). Понятно, что наследование стало проходить не в пользу Матери-Церкви , а в пользу родственников и прочих близких людей.

В результате определение Поместного Собора 1917-1918 годов о наследовании личного имущества Московского Патриарха, строго выдержанное в духе монашеского идеализма, оказалось в 1988 году заменено формулировкой, проникнутой, по существу, финансово-имущественным прагматизмом.

Михаил Анатольевич Бабкин – доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института РГГУ, профессор Московского педагогического государственного университета.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама