В последние полгода отношение к Церкви в обществе резко изменилось. Теперь всё моднее стало ругать РПЦ, внимательно отслеживать поведение священников. Да и представители Церкви, прямо скажем, порой дают поводы для пересудов.
Об этом мы побеседовали с архимандритом ТИХОНОМ (Шевкуновым), наместником московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии.
В последние полгода едва ли не каждую неделю скандал то священник в нетрезвом виде попал в ДТП, то нахамил дамам... Что происходит?
Конечно, можно констатировать, что мы являемся свидетелями информационной атаки на Русскую православную церковь . Но есть такой непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом. И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Апостол Павел говорил: "Не давайте повода ищущим повода".
Благочестия бы побольше
С чем ещё связана эта антицерковная атака?
Церковь стала слишком заметна, слишком значима в обществе. За последние 20 лет к вере пришли миллионы людей, воссоздано из руин и построено 35 тысяч храмов и монастырей, созданы шедевры современной иконописи, действуют сотни и сотни православных детских домов и старческих приютов, центров борьбы с наркоманией, возрождена церковная благотворительность. Перечислять можно долго. Но на всякое действие неизбежно возникает противодействие. И притом что все эти позитивные процессы и факты большинству наших соотечественников почти неизвестны, есть немало людей, которые попросту весьма не любят Русскую православную церковь . Они открыто выступают со своей позицией в СМИ в газетах, на радио, по ТВ. Такие люди будут всегда пытаться доказать свою неприязнь теми или иными реальными или надуманными недостатками церковной жизни. Это надо принимать как данность и слишком по этому поводу не удивляться. Но вот на что несомненно и действительно важно обратить самое пристальное внимание это на внутреннюю, духовную и внешнюю жизнь наших священников. В миру употребляется слово "дисциплина", но в Церкви правильнее и органичнее старинное слово "благочестие". Думаю, эти проблемы и вопросы будут обсуждаться на грядущих епархиальных и архиерейских соборах.
Выходных у монаха нет
Раньше стать священником было сродни подвигу. Ты перечёркивал свои надежды на нормальную жизнь, портил судьбы близких... Теперь, говорят, в семинарию идут во многом ради тёплого и хлебного места...
Это снова искажённые стереотипы. Служить Богу и Его Церкви сегодня приходят совершенно удивительные молодые люди. Они прекрасно понимают, что их ждёт жертвенный труд, а не кисельные берега. В миру мало кто догадывается, что такое священническое служение. С одной стороны, это ни с чем не сравнимое предстояние перед Господом, ежедневное открытие для себя всегда поразительного, исполненного любви и высших смыслов духовного мира. Но с другой зачастую отторжение, непонимание знакомых, родных, да что говорить, очень многих людей. Личная, бытовая несвобода днём и ночью. В любой момент тебя могут позвать, и ты должен бросить всё и идти. После семинарии существует обязательное распределение, как это было в прежнее время во всех вузах. Из нашей Сретенской семинарии, например, значительная часть выпускников отправляется на Дальний Восток, на Сахалин, Камчатку, в самые сложные условия. Жизнь священника это постоянный труд. В монастыре каждый монах плотно занят с понедельника по субботу постоянные службы плюс послушания, а зачастую таких послушаний по два-три. В субботу вечером всенощная. В воскресенье одна или две литургии. Выходных не существует.
Ну и, наконец, молитва. Есть старинная русская поговорка: "Две самые тяжёлые на свете вещи выхаживать старых родителей и Богу молиться". Как говорил один подвижник: "Богу молиться это кровь проливать". Для сознания, далёкого от Церкви , всё это выдумки, бред. Спорить с этим бесполезно, да мы и не собираемся.
Священники пример пристального интереса общества... Так всегда исторически было?
Всегда. И к этому тоже надо относиться спокойно. В священнике зачастую хотят видеть некий идеал. И правильно делают. Но, когда в смоделированном идеале что-то в реальной жизни не соответствует, человек подвергается самой жёсткой, а порой и беспощадной критике. Общество подходит к нам с самыми строгими мерками. Впрочем, нахожу в этом только пользу.
ДОСЬЕ
Архимандрит ТИХОН (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился в 1958 г. в Москве. Окончил сценарный факультет ВГИКа. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Автор ряда кинофильмов, в том числе "Гибель империи. Византийский урок". Написал книгу "Несвятые святые", чей суммарный тираж превысил миллион экземпляров. Этот сборник получил премию "Книга года", а также читательский приз в национальной премии "Большая книга", что неудивительно, ведь восхищаются книгой и верующие, и нерелигиозные читатели.
Источник: Аргументы и факты