То есть если происходящее можно объяснить просто, не нужно выдумывать сложных объяснений. Как в старом анекдоте: "Штирлиц шел по коридору рейхсканцелярии. Фашисты настороженно на него косились. Неизвестно, что вызывало их подозрения то ли орлиный взор (у всех советских разведчиков такой орлиный взор). То ли твердая поступь (у всех разведчиков такая твердая поступь), то ли мужественная осанка у советских людей даже в тылу врага такая осанка, то ли то, что Штирлиц был одет в красноармейскую форму, тащил за собой парашют и громко пел "Интернационал" по-русски". Если в данном случае поведению сотрудников рейхсканцелярии есть простые и вполне достаточные объяснения, незачем искать сложные.Среди разных таинственных и пугающих мыслительных орудий: гильотины Юма, ящика Шредингера с сидящим в нем ни живым ни мертвым котом, китайской комнаты Серля и прочих, заслуженной популярностью пользуется бритва Оккама. Однако не все умеют с ней правильно обращаться. Атеисты пытаются употребить ее для отрицания Бога, ну да я сейчас не о них. Я о пользовании бритвой в повседневной жизни. Вильям Оккам был средневековым монахом, и сформулированный им принцип можно проще всего выразить так: "не умножай сущностей сверх необходимого".
Незачем объяснять коварными многоходовыми планами то, что можно объяснить простой глупостью, некомпетентностью и самоуверенностью. Незачем искать всемирный заговор там, где хватает вполне местных интересов. И это особенно важно незачем искать злую волю там, где хватает чего-то другого. Впрочем, это уже не принцип Оккама, это принцип несколько другой, в логике его называют принципом милости. Он предполагает, что в случае, если аргументы, выдвигаемые Вашим оппонентом, допускают различные интерпретации, Вам следует выбирать наиболее для него благоприятную. Иначе говоря, Вы должны исходить из того, что Ваш оппонент рациональный и не злонамеренный человек. Например, если я плохо понял, что человек хочет мне сказать, я могу решить, что 1) он идиот и несет чушь; 2) я чего-то пока не понял, мне надо перечитать его слова или, при возможности, переспросить, что он имел в виду. Короче говоря, слова (и поступки) человека следует толковать в благоприятном для него ключе.
Все мы много согрешаем против принципа милости, и тут увы и мне, грешному, но, по крайней мере, попробуем его обозначить, сформулировать, распечатать и повесить над монитором может быть, поможет.
Итак: во всех случаях исходи из наиболее благоприятного для человека толкования его слов и поступков.
В случае любого недоразумения или конфликта мы должны исходить из этого принципа. Иногда это легко: если, например, кто-то взял мой рюкзак и удаляется с ним к выходу, я могу решить, что он хочет меня обворовать а могу решить, что он просто устал, задумался и перепутал. Если мой знакомый наговорил мне обидных резкостей, я могу решить, что наконец из-под его фальшивой улыбки проступили ядовитые клыки и открылось его подлинное отношение а могу предположить, что он просто устал, не выспался, и огорчен какими-то неизвестными мне обстоятельствами. Если малознакомый мне человек сказал какую-то злую и неприличную глупость, я могу навеки зачислить его в люди злые, неприличные и глупые, а могу вспомнить известный библейский стих и кто не погрешал языком своим? и не судить всего человека по одному его высказыванию.
Есть и более трудные случаи. Например, человек может не соглашаться со мною вовсе не потому, что он подкуплен врагами добра и правды и цинично отрабатывает их грязные деньги. И даже не потому, что он идиот. У него могут быть искренние взгляды, не согласные с моими, которые он находит обоснованными. Более того, даже если человек действительно неправ и замешан в реально неблаговидных делах, это еще не значит, что он является стопроцентным и беспримесным негодяем и ест на завтрак младенцев, а на обед девственниц.
Возможно, те или иные действия людей можно объяснить тем, что они законченные негодяи и желают творить зло и пагубу. Но принцип милости (и, очень часто, бритва Оккама) требует первоначально исходить из того, что у них могут быть основания так поступать и вовсе не преступные. Из всех возможных объяснений: уважительные причины, которых мы пока не поняли, добросовестная ошибка, недостаток опыта, недостаток компетентности, личная алчность, участие в преступном синдикате, выполнение задания иноземных врагов, участие во всемирном заговоре с целью скорейшего воцарения Антихриста мы должны начинать с наиболее милостивых по отношению к человеку. Тут принцип милости и бритва Оккама совпадают самое милостивое объяснение имеет наибольшие шансы оказаться верным.
И очень стоит помнить евангельские слова про суд: нам следует судить о личности и намерениях других так, как мы бы хотели, чтобы другие судили о нашей личности и намерениях. Да, когда речь идет о ключе от Вашей квартиры, где деньги лежат, уместна осторожность. А когда речь идет о том, что Вы скажете в Интернете, именно принцип милости.
Это особенно важно в конфликтных ситуациях. Во-первых, люди эмоциональны. Во-вторых, люди под влиянием эмоций и личных предпочтений видят происходящее по-разному. Если Вы станете свидетелем ссоры, попробуйте потом отдельно опросить ее участников. Вы получите совершенно разные описания не потому, что люди обдуманно и коварно лгут. И не потому, что высокие препирающиеся стороны (или одна из сторон) злоумышленные негодяи. Такое бывает редко. А чаще бывает, что люди интерпретируют одни и те же слова и одни и те же ситуации по-разному.
И за человеческими конфликтами вообще, и за конфликтами внутри Церкви очень часто стоит не противостояние Добра и Зла и вообще не какие-то принципиальные разногласия. Просто оппонент наступил мне на ногу, когда у меня был особенно неудачный день, я высказал свое огорчение по этому поводу в выражениях, которые ему показались непочтительными, он тоже высказал... и понеслось. Задним числом можно приискать принципиальные причины, объяснить, почему мой оппонент злодей, еретик и посланец Антихриста. Но начинается все не с этого. Поэтому так важно помнить слова Иисуса, сына Сирахова:
Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. Ни другу ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя. Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая от младенца. Что стрела, вонзенная в бедро, то слово в сердце глупого. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего (Сир 19:6 18).
Источник: Фома