В ноябре 2012 года Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы при содействии Департамента социальной защиты населения города Москвы, "ДАЖДЬ-Содружества" авторов поэтического рока и некоммерческой организации "Доктор-клоун" начали реализацию экспериментального проекта "Поющие клоуны". Проект проходит в рамках программы "Ансамбль доброй воли". Об этом наша беседа с инициатором и руководителем проекта, руководителем культурного центра Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы Ильей Артемьевым-Сысоевым.
Илья, расскажите, пожалуйста, о проекте. Насколько эта идея уникальна?
Я не могу утверждать, что это ноу-хау, но в Москве это явный эксперимент. Ни я, ни мои коллеги раньше такого нигде не встречали. Но если этого нет в Москве, то не факт, что этого нет где-то еще. Мы просто можем об этом не знать. Наш проект "Поющие клоуны" в первую очередь добровольческий. Мы создали музыкальное театрализованное представление, специально адаптированное для умственно отсталых детей. В этом его индивидуальность и уникальность. Проект подразумевает организацию концертных выступлений в каждом из семи московских специализированных детских домов-интернатов. Мы собрали творческий коллектив, состоящий из докторов-клоунов и музыкантов-волонтеров, и провели консультации с администрацией детских домов, врачами-психологами, педагогами-воспитателями. Все решения были коллегиальными.
В чем заключается поддержка Департамента социальной защиты населения г. Москвы?
У меня есть договоренность с Департаментом о том, что мы посетим все семь московских домов-интернатов такого типа. Мы уже выступали в домах-интернатах № 8, № 15, №24, и нас ждут еще в четырех.
Как родился проект?
В Центре национальной славы есть Управление молодежных программ, которое реализует добровольческую программу "Ансамбль доброй воли". В рамках этой программы возникла идея сделать проект, который называется "Поющие клоуны". Это объединенный проект "Ансамбля доброй воли" и общероссийского (и даже общемирового) движения под названием "Доктор-клоун", о котором знают многие. Это когда в детские дома, больницы и госпитали приходят артисты, одетые как клоуны, и устраивают клоунаду, помогая поднять дух и настроение детям, которые находятся в стационаре. Одним словом, так их развлекают и отвлекают от грустных мыслей и болевых ощущений. "Поющие клоуны" это та же самая клоунада, но уже с исполнением песен. В данном случае проект "Поющие клоуны" ориентирован на умственно отсталых детей (детей с синдромом Дауна, гидроцефалией, ДЦП).
Идея эта возникла после того, как весной 2012 года я пришел в один из детских домов, чтобы обсудить с администрацией вопрос о том, как приехать с "Ансамблем доброй воли" и что-то сделать для детей. На определенном этапе возникло понимание, что нужно создать особую художественную форму выступления и собрать музыкантов, которые смогут работать с такими детьми. Не каждый готов выходить и петь перед ними, а тем более посещать группы "Милосердие". Кстати, одна из главных задач проекта – как раз ходить в такие группы.
Вам легко было пойти к таким детям?
Мне было легко, когда я осознал, что это нужно делать. Пока мы побывали только два раза, и, по правде сказать, устаешь – и физически, и энергетически. Говорят, что это абсолютно нормальная реакция организма, что это естественно. Нам нужны люди, у которых есть сильная мотивация, которые готовы делать это не один раз. Есть такое понятие как "выгорание добровольца". В данном случае этого допустить нельзя.
У вас большой репертуар?
Около 15 песен. В основе концертного представления классика детских песен. Мы поем те песни советского периода, которые известны детям. Мы подумали: "А почему бы эти песни не преподнести детям в театральной манере?" Очень важный момент мы исключаем те песни, в которых присутствует нечто, что может ранить ребенка либо недоступно ему, например, "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко", "Пусть мама приедет, пусть мама придет", "Первоклашка", "Дважды два четыре". Получасовое выступление включает клоунаду, песни, театральное выступление, фокусы.
Есть ли планы посетить с концертами другие регионы?
Планы есть. Понятно, что этот проект захотят транслировать в других регионах. Сейчас мне хочется набраться опыта, сделать правильные выводы. Не все так просто. Нужно понимать тех, к которым мы будем ходить. Одно дело выступать на сцене и другое выступать перед ребенком, который лежит. Это не просто концерты, это арт-терапия. Нужно прорабатывать каждый номер.
На каких музыкальных инструментах вы играете?
Мне как музыканту было ясно, что выступление должно по звучанию быть максимально естественным, приближенным к природе человеческого мира, а уж в группах "Милосердие" помимо этого – спокойным, сказал бы даже, камерным. Поэтому как основу я выбрал акустическую гитару и женский вокал. Я, например, боялся использовать в группе "Милосердие" такой музыкальный инструмент, как пианика, потому что он издает немного грубоватый звук. Но мы попробовали – оказывается, все приемлемо.
Что такое пианика?
Это гибрид двух инструментов – фортепиано и губной гармошки. Имеет две или две с половиной октавы (25–32 клавиши). У этого инструмента несколько названий мелодическая гармоника, мелодион, мелодика, мелодигорн, мелодихорн, клавиетта, пианика. Это вид язычкового клавишно-пневматического музыкального инструмента из семейства гармоник. Своей клавиатурой фортепианного типа он немного напоминает и аккордеон. Звук извлекается путем выдувания воздуха через мундштук с одновременными нажатиями клавиш на клавиатуре.
Сколько "поющих клоунов" и кто они?
Сейчас нас пять человек, и мы все поем. Юлия Лепе и Людмила Щербакова профессионально занимаются музыкой – пишут песни, поют, играют, выступают. Другие две участницы – Анастасия Зыкова и Евгения Березуева – профессиональные актрисы. Они сразу поняли, что нужно делать именно спектакль, а не просто исполнять набор песен. Сценарий делаем совместно. Считаю, что со временем наш состав надо будет расширить, так как одного состава мало и в творческом плане, и в энергетическом. Хорошо бы каждого из нас удвоить.
Как Вы решились выступить в роли клоуна?
До этого у меня уже был опыт работы на сцене, несколько раз снимался в кино. Понимал, что хочу и могу больше реализовывать себя на сцене, но – не хватает школы. Я был просто поставлен перед фактом. Надо было создавать проект, который связан с клоунадой. Мне было несложно примерить на себя этот сценический образ (моя первая учительница частенько называла меня клоуном), и я считаю, что это плюс, потому что происходит сценическое развитие, а не только развитие как музыканта.
Как дети принимали ваши выступления?
Очень хорошо! По словам Ольги Николаевны Соцковой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе одного из детских домов, хотелось бы чаще видеть "Поющих клоунов". Добавила, что давно не видела настолько удовлетворенных детей. Видела разных – возбужденных, радостных, а вот удовлетворенных давно не видела. Реакция у всего персонала только положительная.
Как долго длится представление?
Полчаса идет выступление на сцене в актовом зале. Для детей из разных групп здесь разворачивается основное действие музыкальное театрализованное представление, адаптированное для таких детишек, с клоунадой, пусканием мыльных пузырей и т.д. А затем мы ходим по группам "Милосердие", где в течение десяти минут исполняем три-четыре песни, чтобы дети не уставали. Мы всегда ориентируемся на то, сколько нужно детям. И понятно, что это могут подсказать исключительно педагоги, занимающиеся с детьми. Поэтому может быть две песни, а может и семь песен.
Как появилось название "Поющие клоуны"?
Когда стало понятно, что только музыкантами не обойтись, появилось желание найти профессиональных аниматоров, которые станут не просто ведущими концерта, но и теми, кто умеет общаться с детьми. Также хотелось, чтобы это было не просто исполнение песен, а какое-то сценическое действие. Все эти элементы использует "доктор-клоун" – показать фокус, надуть шарик, выглядеть более смешно и раскованно, чем обычный музыкант. Отсюда вывод: надо становиться клоунами, потому что дети понимают клоунов, потому что так можно больше заинтересовать их не только музыкальными, но и сценическими, и игровыми элементами. Помимо всего надо было сделать интерактивное шоу, чтобы детей вовлекать в игру. Так, например, у нас к концу спектакля один из клоунов под музыку засыпает на сцене, и, следовательно, потом его надо разбудить. В этот момент мы раздаем всем "шумелки" (ударные инструменты, трещотки), начинаем шуметь и просим весь зал помочь нам разбудить его. Детям это нравится.
Илья, а кто Вы по образованию?
Я окончил Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства по классу тромбона в Москве. По образованию я артист эстрадно-джазового оркестра и педагог. Также я закончил факультет журналистики МГУ. Кроме того, уже давно пишу музыку, факультативно занимаюсь композицией в Московской консерватории. Был музыкальным продюсером фильмов "Маяк", "Живой", "Бумер-2", проекта "6 кадров" и еще ряда других проектов, которые готовятся.
Как родилось желание заниматься делами милосердия?
Это пошло из семьи. Когда я учился в школе, мама мне как-то сказала: "Сходи, поиграй дедушкам и бабушкам. Подари радость. С тебя не убудет". Я и пошел. С другой стороны, работая в Фонде Андрея Первозванного, так или иначе осознаешь свое предназначение быть общественным деятелем.
Источник: Татьянин День