ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Апостол Андрей Первозванный: проповедник варварам и людоедам

"Апостол Андрей со своими спутниками представляется автором легенды не только как проповедник христианства"

Андрей Зайцев :: 13 декабря 2012

Апостол Андрей – одна из самых известных и загадочных фигур среди учеников Христа. Неутомимый путешественник и проповедник, принявший мученическую смерть в Патрах на кресте в виде буквы Х, стал героем "Деяний апостола Андрея", которые иногда читается как увлекательный роман. 13 декабря Церковь празднует его память.

Апокрифические апостольские деяния, не вошедшие в состав Нового Завета, – важный жанр в истории христианства. В нем отразилась борьба идей, происходившая между еретиками и православными христианами. В Средневековье не было понятия авторства, и апостолам сознательно приписывали постулаты, разделяемые той или иной сектой. Так, например, Деяния Павла и Феклы содержат проповедь апостола Павла, запрещающую вступать в плотские отношения с мужем и создавать семью, что противоречит традиционному христианскому учению о браке и посланиям первоверховного апостола.

В "Деяниях апостола Андрея" также можно найти проповедь безбрачия, которая фактически стала причиной смерти апостола, но главный акцент сделан на путешествия первоверховного апостола в страну людоедов и успешной проповеди среди варваров.

Повествование в "Деяниях Андрея и Матфия в городе людоедов" начинается с рассказа о том, как апостолы по жребию отправляются проповедовать в разные части света. Апостолу Матфию, которого потом будет спасать Андрей Первозванный, предстояла поездка в город людоедов, где "люди ни хлеба не ели, ни вина не пили, но питались человеческой плотью и пили человеческую кровь. Поэтому всякого человека, который прибывал в их город, они хватали и ослепляли, выколов, ему глаза. Выколов глаза, его поили зельем, приготовленным при помощи колдовства и магии, и когда его поили зельем, изменялось его сердце и переменялся его ум".

Страшное описание отражает традиционное отношения жителя Римской империи и Византии (деяния были написаны по–гречески) к варварам, как к немым, жестоким существам, лишенным разума и человеческого облика. Отталкивающая характеристика тех, кто позже превратиться в последователей новой религии, повышала значение проповеди апостолов, способных сделать христианина даже из людоеда. Этим приемом активно пользовались христианские апологеты, для которых апостол Андрей и стал "специалистом" по обращению людоедов.

Злые жители города схватили Матфия, ослепили его и напоили зельем, превращающим человека в животного (эпизод Деяний напрямую отсылает нас к истории Одиссея, который избег хитрости одной из нимф и не стал пить отвар, превративший его спутников в свиней). После этого апостола Матфия сажают в темницу, где он проводит 27 дней, после чего слышит разговор стражников о том, что через 3 дня жители города его убьют и съедят.

В это же время святой Андрей отправляется помогать узнику. Со своими учениками он плывет на корабле, которым управляет сам Христос в виде прекрасного юноши, и рассказывает спутнику и кормчему об основах христианства. Прибыв в город людоедов, первозванный апостол освобождает узников, что приводит к голоду. В городе происходят жуткие сцены – жители сперва решают по жребию убивать стариков, чтобы на время утолить потребность в каннибализме, но один из варваров предлагает вместо себя съесть своих детей. Далее начинаются многодневные пытки апостола Андрея, которого на веревке волочат по всему городу. Затем святой совершает чудо, и статуя, стоявшая в темнице, обрушивает на людоедов потоки настолько соленой воды, что она разъедает плоть варваров.

Пораженные язычники начинают верить в "бога чужестранца", и деяния оканчиваются пространной проповедью Андрея Первозванного, наказанием самых жестоких каннибалов и основанием новой церковной общины.

По мнению Андрея Виноградова, исследователя "Деяний апостола Андрея", именно проповедь является главным элементом текста, а рассказ об увлекательном путешествии – лишь способ привлечь внимание читателя к учению, которое проповедует первоверховный апостол.

Этим приемом пользовались как христианские, так и античные авторы, помещавшие важные размышления, в текст биографий или житий. Историк Плутарх в одном из своих сравнительных жизнеописаний прямо говорит о том, что цель любого исторического сочинения – помочь читателю выбирать добро и удаляться от зла.

Отметим, что проповедь апостола Андрея составляет один из самых скучных разделов "Деяний" с точки зрения современного читателя. Он подробно пересказывает евангельскую историю и основы нравственного учения Христа. В "Деяниях" постоянно подчеркивается, что ни апостол, ни его ученики не берут никакого вознаграждения за свои труду и всюду проповедуют крайнюю нестяжательность. Они совершают многочисленные чудеса, исцеляют больных, изгоняют бесов и воскрешают мертвых, что в конечном итоге открывает перед ними сердца даже самых диких варваров.

Успешной проповеди среди каннибалов посвящен и еще один агиографический текст, входящий в корпус "Деяний апостола Андрея". "Рассказ о святом Христомее" целиком посвящен людоеду, которому явился ангел. Он запретил варвару вредить апостолам и призвал всячески помогать святому Андрею и его ученикам, а также изменил его нрав с дикого на кроткий.

Преображенный Христомей предстал перед учениками Христа во всем своем великолепии: "Ростом он был в шесть локтей (от двух до трех метров – Ред.), лицо его было диким, глаза горели, как огненные лампады, зубы свешивались изо рта, словно у дикого кабана, ногти на руках были кривыми, как серпы, а на ногах – будто у крупного льва. Он выглядел так, что, увидав его лицо, невозможно было остаться в живых". Увидев его, святой Андрей помертвел и призвал на помощь своего спутника Варфоломея, а их ученик попросту упал в обморок. Далее варвар, чудесным образом выучивший греческий язык, рассказал спутникам о явлении ангела, и они вместе отправились проповедовать в один из городов парфян. Христианин–дикарь просит апостолов закрыть свое лицо, чтобы не пугать людей. Случилось так, что первоначально проповедь апостола Андрея не имела успеха, горожане натравили на христиан диких зверей.

Тогда Христомей попросил время вернуть ему первоначальную природу: "И внял Бог его молитве, и обратил его сердце и разум к прежней дикости. Открыл он лицо свое... и бросился на зверей и разорвал их... перед народом. Увидев, как он рвет на части зверей, толпа сильно перепугалась, ее охватил великий ужас. Все бросились вон из цирка, попадали в панике друг на друга, и многие в толпе погибли от страха перед его обликом". После этого проповедь христианства пошла успешнее, и по молитве апостола Андрея дикарь вновь стал кротким и смиренным, воскресил и крестил тех, кто умер от страха перед ним и даже растерзанных им животных. Далее пути апостолов и Христомея расходятся.

Заметим, что апостол Андрей со своими спутниками представляется автором легенды не только как проповедник христианства, но и как проводник римской культуры и цивилизации. Иудей по происхождению он превращается в римского гражданина по своим функциям. Христианская апологетика использует этот образ, чтобы убедить власти империи в полезности новой веры. Нетрудно заметить, что обращение Христомея не изменяет его природы, а лишь делает ее безвредной, управляемой. По мысли автора легенды, он остается варваром-христианином, а апостол Андрей – это носитель привычной римской культуры с благообразным видом и искусно построенной речью, который несет цивилизацию на дикие земли.

Этой же функцией наделяет апостола Андрея и легенда о том, что он установил крест на холмах, где впоследствии появится Киев. "Повесть временных лет" однозначно связывает это действие одного из ближайших учеников Христа с последующим распространением христианской веры и культуры на Руси.

Летописец даже заставил апостола Андрея посетить бани и удивиться странному обычаю использования веников. Разумеется, этот апокриф не имеет никакого отношения к реальной фигуре Андрея Первозванного, но зато показывает желание наших предков превратиться из варваров, которыми их считали византийцы, в древний христианский культурный народ, которому проповедовал еще первозванный апостол.

Этим же аргументом пользовался и Иван Грозный в споре о вере с иезуитом Антонием Посевином. Русский царь был не согласен с тем, что Русь приняла веру от греков, но прямо указывал на то, что христианство принесли на территорию Руси апостолы. Как видим, образ апостола Андрея могли использовать и цари, чтобы подчеркнуть свое право считаться государями страны, части христианской цивилизации.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама