В конце прошлой недели появились дискуссии о том, что из церковного календаря на 2013 год пропали имена некоторых святых новомучеников. Пошли разговоры о деканонизации. Попробую пояснить, что такое канонизация и можно ли перестать быть святым
Отношение православных христиан к теме святости достаточно просто. Как-то я писал об этом. Сегодня, лишь из-за малой религиозной образованности наших граждан, могут идти какие-то споры. Общение с Богом и с другими верующими для христиан мыслится не в иерархическом или подчиненном порядке, а скорее в семейном единстве, взаимном восполнении и заботе. У Бога все живы. Смерть человека не может быть препятствием для общения с умершим, для обращения к нему, для заботы о нем и его заботы о нас. Совершенно естественно для христиан почитать умерших христиан и общаться с ними в молитве, прося их о чем-то, благодаря или прославляя.
Среди умерших учеников Христовых особо выделялись те, что прославили Бога своей доброй жизнью, верой или смертью за Христа, что много послужили ближним и Церкви. Их имена предлагались ко всеобщему почитанию, со временем именно их стали называть святыми.
Признание святости коренится в глубокой уверенности христиан, что своей непорочной жизнью умерший христианин уже достиг Царства Божьего, и может ходатайствовать о нас перед Богом. Но для верующих не менее важно иметь и близкие и понятные им примеры христианской веры и жизни, некоторые ориентиры. Именно поэтому и появилась практика общего почитания святых, подражания им, молитвенного обращения к ним.
Когда речь заходит о крещении, надо понимать, что в православии существуют два параллельных фактически непроницаемых мира...
Издательство "Арефа" выпустило небольшую по объему, но очень важную книгу известного историка, заведующего кафедрой церковной истории...
Все статьи
Конечно, только Бог знает, кто действительно свят. По-своему Бог открывает это через дарования и заботу о святых. Апостол Павел как-то писал, что дары Духа Божьего – это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Господь через своих святых, так же как и через апостолов являл и являет чудеса, мудрость, глубокое сострадание и заботу. Чудеса – то есть явное и ощутимое проявление Бога в жизни людей – это норма для христиан. Вспомним, что Христос исцелял больных, прощал грехи, прозревал сердечные помышления.
Христиане стараются познать волю Божью и ей соответствовать. Но всем понятно, что человеческие оценки достаточно субъективны. Святость от Бога, прославление святых – дело человеческое. Не исключен, к сожалению, и элемент поспешности и даже осознанного подлога. Поэтому сформировались и некоторые формальные процедуры признания святости человека, именуемые "прославлением в лике святых" или "канонизацией". Прежде всего, надо понимать, что это внутрицерковное дело и что святым христианин может быть признан только после своей смерти.
Сегодня канонизация – это официальное церковное решение после которого назначается день памяти святого (как правило – это день смерти; смерть – рождение в жизнь вечную), составляется его жизнеописание (житие), имя прославленного христианина вносится в списки и календари, пишется его образ (икона), православные молятся ему за богослужением, в честь этого святого освящаются храмы.
Как появляются святые?
Понятно, что канонизация – это не назначение в святые, а не более чем свидетельство о святости христианина, которую он обрел в своем служении Богу и ближним.
Основаниями для канонизации служит, во-первых, принадлежность к Православной церкви, о чем можно судить через свидетельства самого почившего, через признание с его стороны церковной иерархии (епископов и священников), через отсутствие пропаганды неправославных учений, через его совместное причащение с православными верующими. Во-вторых, нравственная жизнь в соответствии с заповедями Евангелия, наличие свидетельств об этом и отсутствие свидетельств о безнравственной жизни. В-третьих, это чудеса, совершившиеся после обращений к святому при жизни или в молитве после смерти. С одной стороны – это очень важное свидетельство о воле Божьей об этом человеке. Но с другой стороны, чудеса – это очень трудно оцениваемые и проверяемые вещи. Кстати, наличие или отсутствие мощей не является основанием для канонизации. И последний критерий – народное церковное почитание почившего человека. В святом должны видеть прежде всего христианина, ученика Христова, исполненного даров Духа Святого, ходатайствующего не столько об исполнении желаний, сколько о спасении просящих от грехов и вечной смерти. Собственно благодаря этому и ставится вопрос о канонизации.
Для прославления святых, в Русской Церкви существует специальная комиссия по канонизации, которая в ответ на официальные обращения тщательно исследует предложения и выносит свою рекомендацию для архиерейского собора (собора епископов высшего органа церковного управления), на котором и принимается окончательное решение. Комиссия состоит из церковных историков и православных богословов. При необходимости привлекаются эксперты медики, юристы, криминалисты и т.д. Проверяется все, что возможно узнать о почившем христианине: архивные записи, документы из семейных архивов, прижизненные публикации в прессе, воспоминания современников, воспоминания родственников и близких, народные предания, документы подтверждающие чудеса совершенные по молитвам святого (большей частью медицинские) и т.д.
Особо следует сказать о новомучениках. В одной из заметок я затрагивал тему советских репрессий в отношении Русской православной церкви. В отношении большинства из тех, кто был убит или замучен советскими властями сохранились следственные дела: протоколы допросов, приговор, свидетельство об исполнении приговора. Критерии для прославления новомучеников несколько иные, чем указаны ранее. Главным и решающим является факт мужественно перенесенных мучений и смерти за Христа. Наличие чудес и народного почитания, хоть и важно, но в данном случае необязательно. В советские времена следствие, пытки, расстрелы и захоронения совершались тайно, что не давало никаких возможностей к прославлению мучеников и к их церковному почитанию. В древние же времена казни христиан, как правило, были публичны. Вера мучеников, их мужество, их свидетельство перед всеми были столь сильны и ярки, что обращали ко Христу многих людей.
Особое внимание при прославлении новомучеников обращается на принадлежность к Православной Церкви, ибо в то время было много расколов и взаимно непризнающих групп православных. Невозможно прославить в Православной Церкви людей, считавших, что сами они к ней не принадлежат. Не меньшее внимание уделяется документам, что подписывал арестованный христианин во время следствия. Понятно, что заключенные переносили нечеловеческие мучения и ни у кого нет и мысли осудить кого-либо, но опять же, прославить в лике святых возможно только тех, кто не стал причиной чужого горя. Если христианин оговаривал кого-то или себя, если по его признанию кто-то пострадал, то вопрос о канонизации снимается.
Что же произошло с деканонизацией?
Почему пропали имена из церковного календаря на 2013 год, не известно. В любом случае, пока это не деканонизация. Она может и последовать, но исходя из сказанного выше, деканонизация должна иметь основания, они должны быть проверены соответствующей комиссией, решение должно быть принято на Соборе, имена несвятых должны быть удалены из общих списков русских святых и календарей, иконы удалены их храмов, храмы переименованы, исключена возможность богослужебного молитвенного обращение к несвятым. При этом частное почитание вполне может остаться.
Когда я читал дискуссии о канонизации и деканонизации, меня не оставляло чувство недоумения от того ошибочного, а может даже и порочного подхода к Православной Церкви, что традиционно представлен основной православной группой в постсоветской России новообращенными. Слишком многие категорично протестуют против того, что со стороны Церкви могут быть допущены ошибки. Для них Церковь – это нечто рафинированное, некое сообщество и некая история, где все светлые тона относятся к православию, а все темное и негативное к внешнему миру. Церковное воспринимается абсолютно некритично, как "истинна в последней инстанции". Отсюда и недоумения с деканонизацией, которая признается откровением Бога. Но такие взгляды говорят лишь о недостаточной образованности и недостаточном опыте церковной жизни.
Церковь – это живой организм, где наряду с Евангелием и призванием к святости, наряду со всем добрым и светлым вполне естественно присутствуют человеческие ошибки и огрехи, а порой и грехи и злодеяния. Не стоит этому удивляться. Православные христиане всегда верили, что Церковь ведется Духом Святым, что только в ней наиболее полно достигается общение с Богом и спасение во Христе. Но христиане никогда не верили, что то или иное их решение, пусть и соборное и авторитетное – это непременно и обязательно откровение самого Бога. Лишь последующая история может показать, что Богу было угодно оставить в Церкви, а что нет. Господь Иисус Христос говорил не о сообществе христиан, а только о Себе, что он "Пусть Истина и Жизнь".
Опять же, не только христиане, но и Церковь, как сообщество верующих, призваны со всей серьезностью оценивать свою жизнь и историю и прибегать к покаянию, если обнаружено что-то противное воле Божией (Евангелию) или что-то причинившее вред себе или ближним. Именно покаяние – суд о самом себе и есть порой достоверное свидетельство об исполнении воли Божьей. Покаяние предполагает и признание ошибки и попытку исправления. История Церкви знает немало примеров ошибок и последующего покаяния. Вспомним хотя бы Иоанна Златоуста, осужденного собором и сосланного в ссылку на мучения и смерть. Уже через 30 лет имя Злутоуста было не только оправдано, но и фактически канонизировано, а враги его признаны, мягко говоря, неправыми.
Не только не зазорно, но достойно похвалы Божьей признание, к примеру, ошибочной канонизации святого, если стало достоверно известно, что человек этот недостоин столь высокого звания и почитания. Мы же понимаем, что перестать быть святым, если ты свят в очах Божьих, невозможно, как впрочем, невозможно и назначить на святость. Святость не зависит от мнения людей. Возможно лишь после тщательного исследования предложить того или иного человека к почитанию, предложить его как пример для подражания или наоборот, вычеркнуть его из списка святых.
Источник: Аргументы и факты