ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Монашество: и творчество, и наука из наук

Анна Ольшанская :: 17 декабря 2012

Постепенно в монастырях заканчивается период строительства и обустройства. Работы еще много, но возникает вопрос: могут ли современные монахи заниматься не только хозяйством, но и творчеством. Тем более, что в монастыри приходят образованные люди и те, кто творчеством занимался в миру. Отрекаться ли им от своих прежних умений или сочетать творчество в обычном смысле с творчеством более тонким – очищением себя и покаянием, разбирается Анна ОЛЬШАНСКАЯ

Сегодня празднуется день прп. Иоанна Дамаскина. Когда он, известный и образованный человек, бывший визирь Дамасского халифа и автор нескольких трактатов в защиту святых икон, поступил в монастырь, то его старец настрого запретил ему писать богословские сочинения и гимны. Однажды Иоанн нарушил запрет и составил надгробные песнопения на смерть своего собрата. Старец подверг его наказанию и только Сама Богородица, явившись старцу, сняла этот запрет и потребовала "не заграждать источник". И вот... мы знаем Иоанна Дамаскина как величайшего творца церковных песнопений. Хотя перед тем, как начать писать, он и понес епитимию – чистил в монастыре отхожие места.

Святые Отцы сравнивают монашество с особым видом творчества и наукой из наук. Цель ее: обожение. Из всего написанного об обожении выделим интересный факт – человек, соединяясь с Богом, сохраняет свою идентичность, не поглощается Божеством, но остается личностью, имеющей свою собственную ипостась. Душа и личность человека при этом взаимном проникновении божественного и человеческого не поглощаются, не утопают в божественном, Господь оставляет волю человека свободной, способной и далее к самостоятельному выбору и, в ракурсе нашего размышления, можно сказать, именно к творчеству, но Творчеству высшему, с большой буквы – направленному не во вне, не на внешнее произведение , а на собственную душу. В этом для человека нет никакого принуждения. В конечном счете, свобода во Христе это постоянный выбор, а следование за Христом – высшее творчество и наука из наук, на изучение которой уходит каждая минута до самого конца жизни христианина.

Впервые обнаружив для себя безграничность христианства и глубину святоотеческой мысли многие новоначальные христиане выбрасывали свои картины, сжигали стихи – разочарование в мирском "творчестве" было для них поразительно. Чтобы вернулось вдохновение требовалось время: переоценка и смена целей в жизни, переосмысление себя, покаяние. Архимандрит Софроний (Сахаров) писал о том, что художественное творчество требует всего человека и молитва требует всего человека: "Я понял, что через искусство ощущение Вечности не идет так глубоко как в молитве. И я выбрал молитву". Перед таким выбором оказывается каждый, кто открыл для себя Христа и в особенности монах.

Представители самых разных профессий приходят в монастыри, принимают монашеский постриг, отдают свою волю в послушание игумену или духовнику. Художники изучают иконопись, реставрацию, поэты – гимнографию. Монах не отказывается от таланта, не зарывает его, а направляет и посещает, как и всю свою жизнь, служению Богу. Талант – редкий инструмент, в руках профессионала он творит чудеса. Вспомним "Троицу" прп. Андрея Рублева или произведения Достоевского – произведения искусства, наполненные любовью к Богу, способны обращать души людей ко Христу, а значит востребованы, нужны.

Монах живет в монастыре. Здесь свой порядок, которому он подчиняется. Современные монастыри только начинают выходить из периода, когда им требовалась рабочая сила – стройка и восстановление обителей были одной из главных задач на протяжении почти трех последних десятилетий. Не смотря на то, что современные монастыри часто сильно отличаются и по численности насельников, и по благоустроенности, все же большинство наших монастырей все еще можно называть "трудовыми". В таком монастыре инок вероятнее всего сталкивается с непониманием – зачем ему творчество, не ради ли тщеславия? Моя знакомая иконописица, послушница известного женского монастыря закончила иконописное отделение Московской Духовной Академии и вернувшись в обитель попросила организовать ей рабочее место и благословить иконописное и реставрационное послушание, однако в ответ услышала недоумение: "Зачем писать новые иконы, когда в храмах и так заполнены ими все стены?" Она была вынуждена перейти в другой монастырь и последние пять лет работает в иконописной мастерской новой обители .

Иконопись – это именно монашеское делание. Приведу отрывок из беседы архимандрита Ефрема, настоятеля афонского монастыря Ватопед, в Московской духовной академии 19 мая 2009 г. старцу задали вопрос:

Как Вы считаете, в современном мире иконопись – это монашеское делание или чье? Есть ли среди братии вашего монастыря иконописцы, и какие отличия в их жизни от жизни других братий?

На что архимандрит Ефрем ответил: "Конечно, это монашеское делание, только по снисхождению к человеческой немощи стали иконы писать миряне, потому что человек пишет иконы постясь, молясь и бодрствуя. Потому и одна из причин того, что у нас есть чудотворные иконы в Церкви, это то, что они написаны рукой святых людей. Однажды я был в мирской иконописной мастерской и видел двух мирян, которые писали иконы. Они писали иконы, а рядом лежали сигареты. Они курили и писали – это очень нехорошо. Однако, благочестивым мирянам, конечно же, не запрещается писать иконы".

Отношение к изучению наук и творчеству во многих монастырях по сей день крайне неоднозначно. Способность критически мыслить, необходимая в любой творческой работе, очевидно настораживает выросших в иной духовной традиции старших братий и сестер. Не удивительно, что талантливый монах зачастую оказывается перед сложным выбором: оставаться в родной обители и потерять возможность творить или броситься на поиски монастыря, в котором его профессиональный навык был бы востребован и написать прошение о переводе.

И все же, в православном святоотеческом понимании монашества внешнее делание, пусть даже церковное творчество, никогда не было самоцелью и таким фактором, который формирует жизнь монастыря. Те, для кого дилемма "монашество и творчество" жизненно актуальна, наверное, всегда испытывают покаянные чувства, поскольку часть души и ума отдают хотя и благочестивым, но земным вещам. Вероятно, такой проблемы не испытывают те монахи, которые в духовно благоустроенных монастырях занимаются творческой работой по послушанию.

Монах – воин Христов. И если бой, то должен быть готов оставить и творчество, и все свои способности ради следования за единым Господом. Так следовали за Христом новомученики и исповедники Российские. Сщенномученик Иларион (Троицкий) ничем так не дорожил на этой земле, как родной Академией, ее библиотекой, научно-богословскими занятиями. Из писем видно, как тосковала его душа в ссылках вдали от книг и плодотворной работы, и как он себя смирял, не давал возобладать духу уныния, как покорялся воле Божией в обстоятельствах и благодарил за все, находя повсюду поводы для радости.

И все же, мы живем не во времена гонений и апостасийные настроения не должны руководить нами. Монастыри процветают: восстановлены и достаточно благоустроены. Сегодня в монастырях есть все ресурсы для аккомулирования не столько физической, сколько именно интеллектуальной силы и мы видим, что многие крупные монастыри уже проводят богословские курсы для молодых насельниц, дистанционно, с помощью интернета, монахи изучают иностранные языки, их отправляют на учебу в высшие учебные заведения страны, где те обретают профессиональные навыки: от медицины до архитектора-проектировщика. Пришло время всем, кто до сих пор сомневается в целесообразности интеллектуального ресурса в современных святых обителях, вспомнить слова архимандрита Киприана Керна:

"Православию нужны не только единичные ученые монахи, такие уникумы встречались и раньше в наших иноческих вертоградах, и глохли в них. Нам нужен монашеский ученый орден. Нужно отбирать в этой среде лучшие культурные силы, не противопоставлять творчеству – спасение, и не чураться соблазна книги. Такие православные доминиканцы и бенедиктинцы, конечно, не цветом и покроем рясы должны отличаться от прочих своих собратьев, но истинным духовным просвещением, чтобы стать подлинным зеркалом духовным, одним из "вторичных светов". Они должны отдаться науке и быть способными работать в сфере просвещения, быть свободными от хозяйственных послушаний, материального благоустройства и административного соблазна. Жизнь сама собой придала отдельным монастырям их индивидуальную физиономию. Обители отличались по своему укладу и внутреннему духовному климату. Известна пословица: "Кто суров – тому Саров, кто упрям, тому – Валаам, кто жаждет духовного опыта, тому – Оптина". Вот только не было уголка тем духовно–культурным инокам, которые на себя приняли вместе с помазанием науки и ангельскую схиму. Они – бездомны".

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама