ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Президент – за, а игрушки – против

Андрей Карпов :: 18 декабря 2012

Президент Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию 12.12.12 неоднократно подчеркивал необходимость опоры на нравственность. Он также предложил вернуть в школу воспитательную компоненту. Задача – сформировать "нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России". Воспринимается это, конечно же, положительно.

Однако Президент отметил следующее: "мы должны действовать не путем запретов и ограничений". Это означает, что государственная поддержка того, что предлагается считать правильным, будет происходить на фоне свободы рынка, реализующей "культурные ценности" совершенно различного качества.

Представляем ли мы, каков масштаб этой задачи? Думается, что не вполне. Деформации, возникающие в условиях отсутствия жесткой привязки к традиционным ценностям, сегодня распространились по всему полю культуры, и проникли в нее уже достаточно глубоко. Воздействие на общество в каких-то отдельных точках ситуацию в целом выправить не может.

Наглядный пример этому легко получить, посетив магазины детских товаров, подбирая подарок ребенку на Рождество (или на Новый год – для тех, кто сохраняет верность этому празднику). Основные наблюдения, полученные в таком походе, следующие.

1. Практически отсутствуют игрушки отечественного производства. Когда (редкий случай!) обнаруживается игрушка российского производителя, опять-таки, часто оказывается, что комплектующие для нее сделаны в Китае. Впрочем, в том, о чем мы говорим, главное – не экономическая составляющая. Игрушки, сделанные за рубежом, принадлежат к другой культуре и являются агентами этой культуры в нашей культурной среде.

2. Основная масса игрушек представляет собою серии. Эти игрушки существуют не сами по себе, а в соседстве с другими игрушками из данной серии. Ребенку предлагается подкупать одну игрушку к другой. С точки зрения бизнеса формирование подобной установки естественно, поскольку она стимулирует продажи и увеличивает прибыль. С точки зрения культуры мы имеем здесь программирование детской игры: ребенку подсказывают, как именно он должен использовать игрушки, во что играть, на каких ситуациях акцентировать свое внимание.

3. Значительное количество игрушек имеет агрессивное оформление. И доля таких игрушек растет. Милы и приятны лишь игрушки для самых маленьких (до 3-х лет). Их покупают родители без участия детей. Но с возраста, в котором можно представить ребенка, пришедшего вместе с родителями в магазин, начинается борьба за детское внимание. Игрушки становятся ярких, кричащих тонов. Если сами игрушки не таковы, то такова их упаковка. Ее задача – подчеркнуть, что "круто" иметь такую игрушку. Цветовая гамма концентрируется в горячей части спектра, с обильным дополнением черного цвета. Оформление соответствует распространенному сегодня клиповому мышлению: картинки налагаются одна на другую, рисунок рассыпается на фрагменты, количество элементов рисунка (фрагментов) множественно. На упаковках изображаются моменты экзальтации (крики, фигуры в экспрессивном движении и т.п.) Прежде всего, это касается игрушек для мальчиков. Для девочек основной цвет – розовый; однако с каждым годом все большая часть игрушек для девочек подгоняется под "мальчишечий" стандарт.

4. Свежая тенденция – игры уходят из детских магазинов. Кое-где отделов игр просто нет, а там, где игры еще остались, ассортимент их незначителен, а положение в торговом зале – маргинальное. Представляется, что основных причин тут две: во-первых, ребенок играет теперь все чаще на компьютере. Игрушки сегодня не столько предназначены для игры, сколько представляют собой элемент статуса. Они должны быть, чтобы ребенок мог чувствовать себя не хуже других детей. Также важно чувство обладания – чем длиннее собранная серия, тем больше удовлетворение. А игра происходит в виртуальном пространстве. Вторая причина: играть не с кем. Братьев и сестер нет, в гости стали ходить реже. Да и навыки совместной деятельности утрачиваются. Оставшиеся игры, в итоге, по большей части – совсем не детские. Их аудитория – веселящиеся взрослые компании.

5. Наблюдается деградация ассортимента. Новых игрушек в больших магазинах практически нет. Развитие идет в рамках существующих серий. Игрушка вне серии производителю не интересна, он не вкладывается в ее создание. Даже те игрушки, которые существовали ранее, на магазинные полки не попадают. Ассортимент ограничен. Игрушки, в основном, концентрируют в себе следующие смыслы: забота о внешнем виде, беззаботный досуг (игрушки для девочек), приобретение (деньги, сокровища и т.п.), реализация силы – роботы, люди с оружием (игрушки для мальчиков). Смыслы за пределами этих категорий в пространстве детских магазинов встречаются крайне редко. Налицо явный застой. Недостаток качества возмещается количеством и размером (появилось очень много крупногабаритных игрушек – для богатых).

Конечно, настойчивый родитель все равно найдет приемлемый вариант подарка. Существуют маленькие альтернативные магазинчики, с более адекватным ассортиментом. Есть еще группы товаров, которые выходят за рамки описанных выше тенденций – наборы для творчества, конструкторы, пазлы и т.п. Наконец, по-прежнему хорошим подарком остается книга. С книгами ситуация несколько иная: несмотря на обилие сомнительной продукции, сегодня не составляет проблемы найти любое классическое произведение детской литературы. Надо только знать, какая книга тебе нужна.

Однако вернемся к означенной проблеме.

Игрушка адресована ребенку. Ребенок открыт навстречу игрушке. Через игрушку идет социализация ребенка. Он впитывает в себя ту культуру, которую несут с собой игры и игрушки, в которые он играет. При этом культурное воздействие осуществляется в том возрасте, когда душа ребенка податлива, а критическая способность еще не развита.

Получаем ситуацию: с одной стороны, ребенок будет слышать правильные установки (если задача опоры на нравственные ценности, поставленная Президентом, будет реально решаться). С другой стороны, в его комнате его будут окружать продукты совсем другой культуры. Что победит? Победит игрушка. Она приходит к ребенку раньше, чем школа. И ее воздействие гораздо интимней. Нам надо менять общий культурный фон, частным случаем которого является ассортимент детских магазинов. Задача в целом гораздо масштабней, поскольку ребенок воспитывается не только игрушками (и не только школой), но всеми проявлениями культуры, с которыми ребенок сталкивается повсеместно. Но даже сама по себе проблема детского магазина требует неординарных и затратных шагов. Готовы ли мы ее решать? Или оставим все на усмотрение рынка?

Источник: Татьянин День

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама