ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ольга Седакова: Расчет враждебен христианству

Ольга Седакова :: 19 декабря 2012

В Сан-Франциско православный монах помогает бездомным, которые не собираются исправляться и прийти к Богу; в СССР бывший белый офицер, рискуя сам вернуться в застенок, отдает все свои деньги товарищу, за которым ведется слежка, – поэт Ольга СЕДАКОВА рассказывает истории абсолютного сострадания, христианской надежды и любви. Они больше похожи на сказку, но произошли на самом деле:

Christianity is caught not taught ("Христианству не обучают, его улавливают" – ред.) – с таким плакатом на улице Сан-Франциско стоял православный монах. Это был 1990 год. Я впервые была в Америке. В то время у нас люди в монашеской одежде уже стали появляться на улицах, но монах с плакатом! Я подошла ближе и увидела, что он собирает подаяние на суп бездомным. Это было написано на других плакатах, которыми он был обставлен.

На них было описано все: и где он купит овощи, и как сварит суп, и как на рассвете повезет его на повозке по местам, где ночуют бездомные. Суп должен быть очень вкусным, было написано там. Когда мы угощаем какого-нибудь важного гостя, мы ставим на стол лучшее: а в лице этих людей мы угощаем самого важного гостя: Господа Иисуса Христа. Все, что соберется за день, будет истрачено на суп именно этого дня; на завтра ничего не останется ("Не заботьтесь о завтрашнем дне").

Высокий худой старик. Он протянул мне руку и представился по-английски:

– Отец Фома.

– Ольга.

– Вы завтра улетаете в Москву? – спросил он. – Кланяйтесь от меня России.

Естественно, я удивилась, почему он знает про мой утренний рейс. И он охотно стал рассказывать свою историю.

Он был, по его словам, обычный американец. Лет в 40 у него начался кризис, с которым он справился, приняв крещение в Русской Православной Церкви (вероятно, Зарубежной – я не спросила) и затем и монашеский постриг. Он много лет жил в монастыре. Потом он почувствовал, что у него есть еще какое-то призвание. Долго размышляя и молясь, он узнал, что это призвание – помогать бездомным в городе Сан-Франциско. Настоятель его благословил, и он отправился в Сан-Франциско. Там он решил для начала пожить с бездомными, чтобы понять, чего им больше всего не хватает. И через две недели такой жизни понял: больше всего им нужен горячий суп рано утром. И начал эту свою работу, которой занимался к этому времени уже 15 лет. Нашлось двое молодых людей, которые ему помогали варить суп и развозить на повозке.

Нельзя сказать, чтобы в Сан-Франциско никто не заботился о бездомных. При разных храмах есть приюты, есть и городские приюты, дома для бездомных построили – но эти бездомные туда не хотят. В религиозных приютах им будут читать проповеди и молитвы, в городских – потребуют, чтобы они соблюдали правила общежития и гигиены. А они хотят жить, как им нравится. Ведь такой образ жизни может быть выбором, а не только следствием несчастья. Где-то я читала, что есть определенный процент людей, по природе склонных к асоциальной жизни, и он регулярно воспроизводится. Они хотят быть бездомными. Вот для таких бездомных отец Фома и варил свой суп из лучших овощей. Разливал его, ничему не уча и ни к чему не призывая. Сказал мне, что думает, что его уже ненадолго хватит, а преемника у него нет.

Я начала с этой истории, в общем-то, потому, что мне нравится лозунг, который держал отец Фома. Как его перевести? "Христианству не обучают, его улавливают". Или так: "Христианству не учат словами, его берут руками".

А если не берут? Может показаться, что история отца Фомы – сказка, но сказка с печальным концом. Преемника нет, бездомные не исправляются, "к Богу не приходят"... Зачем это все? И вот в этом вопросе "зачем?" мне видится нечто прямо противоположное христианству. Идея "эффективности" и расчета христианству не просто чужда, но прямо враждебна. Нужно ли аргументировать – или я могу положиться на то, что читатель продолжит мысль сам? Ницше сказал: "Там, где скупость, жизнь кончается". Можно продолжить: там, где расчет на успех ("эффективность"), кончается не только христианство, но и жизнь. Христианская надежда – это не надежда на то, что задуманный нами результат непременно осуществится. Это надежда на глубокий смысл того, что для обыденного суждения представляется бессмысленным. Другого рода надежда не может быть соединена с верой и любовью.

Прежде чем я научилась различать то, что можно назвать "христианским присутствием", в жизни, я узнала его из детских книг. Прежде всего, из сказок Г.Х.Андерсена. Теперь я могла бы назвать то, что меня тогда поражало в Андерсене, абсолютным состраданием. Если оно является, уже не важно, что из него получится: жизнь уже спасена, уже бессмертна. С нами Бог.

Дюймовочка и Ласточка, Герда и Кай... Потом – "Отверженные" Виктора Гюго (я очень рано прочла этот толстый том). Епископ Мириэль дарит обокравшему его каторжнику Жану Вальжану еще и серебряные подсвечники, которыми тот чуть не убил хозяина... Здесь я рыдала.

Во всех этих душераздирающих эпизодах из разных книжек общим было одно: происходило то, чего вроде бы и быть не может среди "нормальных людей" – и вместе с тем, в этом невозможном узнавалось как будто исполнение твоего самого сильного желания: так и должно быть на свете. Б. Пастернак писал в письме: "Жизнь – это поруганная сказка". В таких жестах, действиях, взглядах – "не от мира сего" – сказка жизни как будто выздоравливала и сияла во всей красе.

Слава Богу, мне немало встречалось в жизни таких удивительных событий и человеческих поступков, которые я иначе, чем христианскими, не могла бы назвать. Но я расскажу сейчас не о них, а перескажу рассказ моей старшей знакомой, который часто встает у меня в памяти.

Отец этой женщины был белым офицером, сидел за это и был выпущен. В день возвращения он обещал дочке, тогда еще совсем маленькой, что они устроят праздник по случаю встречи: пойдут в кино и потом еще куда-нибудь. У входа в кинотеатр к ним подошел какой-то человек, который напугал девочку: у него был странный взгляд, он как будто прятался от всех. Отец отошел с ним, переговорил и потом сказал девочке: "Знаешь, никуда мы сегодня не пойдем. Вернемся-ка домой". Дома он рассказал матери, что встретил друга и отдал ему все деньги, что у него были. Мать стала плакать, упрекать его – не столько из-за денег, сколько из-за того, что он обнаружил свое знакомство с этим человеком. Вероятно, рассказывала моя знакомая, это был кто-то из его друзей, за которым велась слежка. "Ты бы о нас подумал!" – плакала мать.

Выслушав все, отец махнул рукой и сказал: "Да полно, Катя!"

Вскоре его забрали и из второго заключения он уже не вернулся. Расстреляли, как стало известно много позже.

И моя знакомая сказала: "Эта история спасала меня всю жизнь. Каждый раз, когда я была почти готова пойти на какой-то компромисс, согласиться на что-то не совсем хорошее, но "полезное", "разумное", я видела эту картину: отец машет рукой и тихо говорит: "Да полно, Катя!".

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама