ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Рождественская каша или новогоднее оливье?

Марина Аромштам :: 28 декабря 2012

новогодним праздникам многие издательства стараются выпустить что-нибудь новенькое и подходящее по теме. Вот, к примеру, книжка, в которой рассказывается, как Рождество справляют гномы. А в другой книжке Рождество справляют медведи. Такие милые, забавные книжки, прекрасная полиграфия, выразительные картинки. Гномы поют песни, дарят друг другу подарки, играют в разные игры и заботятся о больных животных. Медведи летят вокруг света на воздушном шаре в гости к другим медведям – поздравить родичей с праздником. Летят всей семьей, и не как-нибудь, а привязывая к воздушному шару свой домик (т.е. не нарушая представления о домашнем характере праздника)... Но что-то в этих книжках вызывает смущение. Попробуем понять, в чем здесь загвоздка.

Марина Аромштам

Марина Аромштам

Писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта "Папмамбук"

"В лесу родилась елочка..."

Новый год – это праздник, сложившийся в нынешнем его виде в советские времена.

Елка, как известно, в середине 1920-х годов была запрещена. Она считалась символом религиозной пропаганды и действительно им являлась: наряжали елку под Рождество, она символизировала и мировое древо, и крест, на котором погиб Спаситель, и еще много других важных вещей. Однако в 1936 году (в самый разгар кампании по разрушению церквей) традицию было решено "возродить". Мол, рабоче-крестьянские дети всегда завидовали богатеям, их возможности любоваться нарядно украшенной елкой и получать подарки. Так восстановим же справедливость! Пусть "новым" детям станет доступно то, что их родителям в детстве доступно не было.

Как наряжать пролетарскую елку, какими игрушками (естественно, не буржуйскими и никак не связанными с символикой Рождества); привлекать ли детей к украшению елки, или елка должна быть для них сюрпризом; кто из ряженых должен приходить к детям и должен ли вообще приходить; – все это было предметом серьезных дискуссий в специально созданной "елочной" комиссии при Народном комиссариате просвещения. Но первым делом рождественскую звезду заменили пятиконечной – как на кремлевских башнях.

Рассуждать о способности советской власти к мифотворчеству можно бесконечно. Одним из важных принципов этого мифотворчества было оставлять форму, меняя содержание. Например, свечки, имеющие в церковной традиции вполне определенный смысл, заменили "разноцветными огоньками" ("Раз-два-три, елочка, гори!" – это уже из советского фольклора).

Дед Мороз на новогодней открыткеКонцепция развивалась: в годы застоя уже мало кто помнил о том, что советская елка родилась из желания адаптировать религиозный обычай под нужды новой власти и "нового" общества. Даже пятиконечная звезда уже не была обязательным атрибутом. Ее с успехом заменяла "верхушка" (то, что елочные верхушки странным образом напоминали церковные маковки без крестов, от нашего внимания ускользало). И вообще елка через некоторое время в силу своей "пассивности" превратилась в декорацию. А главными стали Дед Мороз со Снегурочкой (которые являются вовсе не персонажами русского фольклора – нет в фольклоре никакого Деда Мороза, приносящего всем подарки под Новый год, и нет у него никакой внучки, – а гениальными творениями советских писателей, в частности Льва Кассиля и Сергея Михалкова, сочинявших сценарии для кремлевских елок). Это персонажи активные, действующие, "живые" участники новогодних событий.

С ними мы и выросли. И это, в свою очередь, стало для нас традицией. Вот такое понимание праздника – нарядить елку, которая служит маяком Деду Морозу и под которую он должен положить для нас подарки.

А Новый год превратился в один из любимейших праздников. "Молодая" советская власть адаптировала чужой обычай под свои нужды, а мы приспособили его для удовлетворения своей неистребимой человеческой потребности в чуде. Новый год на советской почве – такая гремучая смесь веселого язычества и романтизма: мы наполнили форму, как сумели. И до сих пор радуемся, что нашу предновогоднюю фантазию ничто не ограничивает. (У нас ведь и Дед Мороз до недавнего времени не имел определенной "прописки".)

И то, что обязательным блюдом нашего новогоднего стола является салат оливье, вполне символично: туда кладут "все", что есть в доме, и полагают, что следуют французскому рецепту. Виртуальная составляющая праздника точно такая же: замешена на пролетарской обиде, потребности в волшебстве, надежде на лучшее будущее, звездах странного происхождения, – и приправлена специями восточного звериного календаря. Здесь, в этой новогодней каше, были бы абсолютно уместны и многочисленные медвежьи деды морозы, и гномы, распевающие песни вместе с сурками. Никаких ограничений.

Каша из топора, или Что мы празднуем?

Праздник Рождества – это нечто иное. Он связан с конкретной религиозной идеей, и его смысл, его содержание является достаточно определенным. А тут – "Рождество гномов". И возникает (с большой вероятностью) путаница: это праздник в честь рождения гномов? А если не в честь рождения гномов, то в честь рождения кого? Или это неважно? Но зачем тогда это слово – "Рождество"?

Рождественская дореволюционная открыткаВопрос: неужели прогрессивные финны, подробно разработавшие тему гномьей жизни, этого не понимают? Или, может, прибалты, придумавшие медвежьих дедов морозов, не отдают себе в этом отчет?

Дело совсем не в этом. Дело в контексте.

"Тамошние" дети растут внутри непрерывавшейся традиции, где "изначально" известен смысл рождественских событий и их непременная атрибутика. Этот смысл просто разлит в воздухе. Он передается из поколения в поколение. И всё, связанное с символикой и сюжетами Рождества, "само собой разумеется". В этом пропитанном традицией поле ангелочки в виде медвежат с крылышками и гномий Синтер-Клаас в митре епископа воспринимаются как мягкий юмор, как легкая самоирония: мы много лет справляем Рождество вот так; мы поем рождественские гимны в честь того, кто родился; печем рождественские угощения и занимаемся благотворительностью, потому что так делали до нас и потому что мы считаем, что это правильно и хорошо, – и гномы занимаются благотворительностью на свой гномий лад, разносят еду несчастным голодным зверушкам. У них все, "как у людей". Мы улыбаемся, потому что они похожи на нас.

В нашем контексте книга прочитывается несколько иначе: вот забавный народец, который что-то такое делает, про что забавно прочитать. Вот гномы больных зверюшек лечат. И пусть себе лечат. Но вообще-то это никак с личным опытом ребенка не связано. Что-то он не припомнит, чтобы мама с папой в определенный период времени целенаправленно занимались благотворительностью. Или хотя бы с некоторой степенью периодичности. Самим денег не хватает. В общем, забавно это – про гномов. Но они ни капельки на нас не похожи. Ну, это и понятно: гномы же – финские!

Конечно, можно возразить, что у нас на каждом столбе в канун праздников висят плакаты "С Новым годом и Рождеством!" (Хотя логичнее было бы наоборот писать, но с этим уже, видимо, ничего не поделаешь.) И дети это видят, знают эти слова.

Но у нас с этими праздниками получилась уже привычная для нас "каша": мы ухватились за форму, не слишком озаботившись содержанием.

Рождественская открыткаМы (совсем как финские гномы) очень хотели сделать, чтобы у нас было все, "как у людей". Поэтому мы начинаем устанавливать в публичных местах елки с 25 ноября. Почему с 25 ноября? Потому что так "везде". Но "там", в западном христианском мире, в это время начинается Адвент – период праздничной подготовки к Рождеству Христову. "Там" детям дарят по этому случаю календари, в которых они каждый день окошки открывают, стараются вести себя хорошо, делать добрые дела. И так до 25 декабря, то есть до тамошнего Рождества. (Почему его называют "католическим", до сих пор для меня загадка.)

А у нас в декабре нет никакого Рождества. А с 25 ноября нет никакого Адвента. У нас с 25 ноября что? Период "рождественских" скидок. И длится он, кажется, до "старого" Нового года. Рождественские скидки до "старого" Нового года – это исключительно местная экзотика, за которой стоит лишь голый коммерческий расчет. Такого точно больше нигде себе не позволяют.

Так и получается: Рождество – это рождественские скидки и когда все дарят подарки, Пасха – это когда все красят яйца. А еще есть масленица, когда все пекут блины. Тоже весело. Всё такое вещественно-ощутимое, с гастрономическим окрасом. И никакой головной боли для бывших советских людей в виде "дополнительной смысловой нагрузки"... Смысловая нагрузка вообще кажется совершенно лишней. Нам не до этих сложностей. Мы тут заняты, народные традиции восстанавливаем.

"Только детские книги читать...". К вопросу о книжной политике

Я совершенно не хочу чем-то обидеть уважаемых финнов и их чудесные книжки. А также ни в коем случае не собираюсь заниматься религиозной пропагандой и требовать, чтобы дети в массовом порядке и прямо сейчас узнали смысл слова "Рождество", да еще как-нибудь так узнали, чтобы "запомнить на всю оставшуюся жизнь". Мне даже представить страшно, что из этого может получиться. Собственно, сейчас уже видно, что из этого получается.

Но я все же полагаю, что в некоторых случаях праздновать Новый год предпочтительней, чем лишенное смысловой сердцевины "Рождество". Рождество, не обремененное упоминаниями об Иисусе. Хочется тебе полета фантазии и вольного сочинительства, импровизаций на тему подарков – нет проблем: справляй Новый год. Светский-советский. До боли любимый и понятный. Я и сама так делаю.

Новогодняя открыткаНо и издаваемые к празднику детские книжки тогда лучше аккуратно адаптировать к нашей путанице в мозгах. Если сюжет книги напрямую не связан с рождественскими событиями, если слово "рождественский" обозначает лишь хронологическую отнесенность к определенному времени года, то пока лучше этого слова избегать. Заменяют же наши переводчики Санта-Клауса на Деда Мороза по каким-то соображениям? Мол, Дед Мороз нам роднее, а функции у них одни и те же. (Смысл происходящей замены, как я уже сказала, за гранью разумной дискуссии.) Так пусть понятный нам Дед Мороз приходит не под Рождество, а под Новый год, как ему и полагается и как было задумано. Тогда наши дети смогут с удовольствием читать про гномов, не спотыкаясь на вопросе, кто и когда родился. А то получается, что наша веселая и всеядная просветительская деятельность способствует утверждению на нашей многострадальной почве христианства без Христа. Мы ведь и так к этому склонны – печь блины и красить яйца без лишних забот о смысле.

Повторюсь: дело не в книге, не в ее абстрактных достоинствах. Дело в том, как мы и наши дети ее читают, на какие крючочки внутри нас прочитанное нанизывается и с чем резонирует.

Я надеюсь, что эти проблемы у нас не навсегда. Возможно, в какой-то момент мы дорастем и до финского юмора. Когда, к примеру, у нас разовьется и станет доброй традицией частная благотворительность. И когда мы станем больше про себя понимать.

А пока – с наступающим Новым годом, товарищи... я хотела сказать, друзья!

И, конечно же, с наступающим Рождеством!

Источник: Папамамбук

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама