ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Благодать и наваждение

Священник Петр Коломейцев :: 14 января 2012

Едва услышав о благодати, об удивительном чувстве присутствия Бога, почти каждый неленивый новоначальный христианин мечтает заполучить себе этот небесный дар. Он начинает интересоваться практикой христианских подвижников и проповедников, накопивших опыт устройства духовной жизни. Зачастую эти поиски сводятся к попытке найти точную инструкцию и верный рецепт, что надо сделать, чтобы обрести себе благодать Божью. В ходе этих поисков часто игнорируется содержание самого духовного опыта, как такового, а обращается внимание только на внешнюю форму. И неофит остается обескураженным или, что еще хуже – обманутым, как своими поисками, так и их результатами. Самым неблагодарным делом было бы собирание различных методик и рекомендаций. Лучше вспомнить блестящий пассаж Винни Пуха из книги Александра Милна. В ответ на просьбу Пятачка помочь ему найти рифму, Вини Пух отвечает, что рифма не та штука, которую можно найти самому, наоборот, "Это она находит тебя, нужно лишь прийти в правильное время в правильное место". И подвижники веры тоже считают, что благодать приходит "беструдно" для человека, то есть не зависит от его усилий, а зависит от воли Божьей. Духовная же работа сводится к очищению души и приготовлению ее к встрече с Божьей благодатью.

Для человека свойственно контролировать свое состояние. Этому учат с детства: учат сдерживать свои эмоции, гасить гнев, ограничивать восторг, изображать радость и благодарность. Это воспитывает в человеке стойкую систему поведения, при которой эмоции и чувства подконтрольны разуму. При этом главной тенденцией такого поведения является избегание неконтролируемых состояний, спонтанных переживаний чувств, и наоборот, имитация состояний, приличествующих ситуации.

Оказавшись в религиозной среде, где духовные состояния приветствуются, человеку хочется стремиться к этим духовным состояниям. Необязательно для того, чтобы выглядеть таким, как все, просто он может быть уверен, что это абсолютное благо, и искренне желать получения благодати. Духовные состояния человека только внешне могут быть похожими на душевные переживания, потому что сопровождаются сильным выражением эмоций. Для внешнего наблюдателя может показаться, что эти проявления эмоций и есть духовные переживания, и он старается их сымитировать волевым усилием. Поскольку при этом он продолжает отслеживать свои чувства, и в них ищет особые ощущения, похожие на духовный опыт носителей благодати, может возникнуть состояние самообмана и самообольщения посредством самовнушения.

В тяжелой форме может возникнуть наваждение, состояние, именуемое "прельщением", льстивым обманом лукавых духов. Прельщение от самообольщения отличается тем, что в нем задействованы бесовские силы, которые вначале льстят человеку, идут на поводу у его желаний, а потом незаметно пленяют его душу, и сами подчиняют человека себе. Такое состояние называется одержимостью и может закончиться потерей воли, рассудка, убийством или суицидом.

Состояние прельщения может выражаться в ощущении человеком своего исключительного духовного статуса, высоты, святости, духовного могущества. Эти опасные состояния могут быть внешне схожи с благодатью, они могут давать ощущения: благоухания, ясности ума, восторга, света, но есть и свое специфическое чувство, которое можно условно назвать чувством "Я", причем "Я" – с большой буквы.

Если мы будем рассматривать в Библии случаи встречи человека с Богом, то в этих случаях видно, что они специально не искали встречи с Богом, и в числе чувств, переживаемых ими были: и удивление, и растерянность, и ощущение своего недостоинства. Например, Гедеон при встрече с ангелом Божьим сказал: "Увы мне, Владыка Господи! Потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь". (Суд 6:22-23) Исайя, когда увидел славу Божию, сказал: "Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа." (Ис 6:5) Дева Мария отвечала посланному к ней от Бога ангелу: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". (Лк 1:38) А во время преображения Господа Иисуса Христа, Петр сказал: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил". (Лк 9:33). Апостол Павел вообще переживает страх и состояние, близкое к смерти, продолжавшееся 3 дня, то есть время, равное времени от смерти Спасителя до Его воскресения. "Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать... Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил". (Деян 9:6-9) В общих чертах чувства людей, которых коснулась Божья Благодать, можно охарактеризовать, как смирение, готовность исполнить волю Божью и желание не расставаться с Богом.

У духовно неопытного человека во время молитвы легко возникают "призраки" благодати. Это могут быть некие приятные и светлые ощущения, напоминающие благодатные, но исходящие либо от врага, либо вызванные естественными психосоматическими процессами. Отличить одно от другого бывает не легко. Само по себе появление этих ощущений не значит, что человек находится во власти дьявола, но человек, принимающий подобные явления за действие благодати и начинающий искать их, находится в состоянии прельщения. Столкнуться с подобными "призраками" может любой человек, задача христианина – вовремя распознать их и не принимать в свое сердце.

Благодать не существует в отрыве от Бога. Если человек находится, как ему кажется, в состоянии благодати, но потом стремится не столько к Богу, сколько к этому состоянию, то он находится на ложном пути. Благодатные состояния не могут принадлежать человеку, это есть действие Духа Божия, независимого от воли человека. И если человек считает благодатные состояния своими, то значит, что он считает, что он собственными силами может получать их. Нет! Ни вызывать действия благодати, ни распоряжаться ею, а только выпрашивать ее можно человеку, а уже обрести ее или нет – на то воля Божья!

В романе Достоевского "Братья Карамазовы" есть два противоположных персонажа: старец Зосима и отец Ферапонт. Ферапонт – великий аскет. Дневную порцию хлеба он растягивает на неделю, всю службу стоит на коленях, вычитывает длинное молитвенное правило. Он любим паломниками, да и многие из братии монастыря почитают его великим подвижником. Ферапонт не любит разговаривать с людьми, презирая их, собратьев по монастырю ненавидит, считая их бесноватыми. Живет на отшибе, уверяя, что в монастырском корпусе полно чертей, которых он сам видел, а одного, прихлопнув дверью за хвост, "закрестил до смерти", и тот до сих пор лежит в углу и воняет на весь братский корпус. Об общении с Духом Святым отец Ферапонт рассказывает следующее: что зовут Его не Святой Дух, а Святодух, и что сходит Он на него не в виде голубя, а в виде синицы или щегла, и человечьим голосом рассказывает, что за "дурак" посетитель придет к нему сегодня и о чем будет спрашивать. Апофеозом его духовной жизни является чудесное видение, в котором старый вяз по ночам превращается в Христа и своими руками-ветками пытается поймать его, чтобы утащить за собой на Небо в славе, подобной славе Ильи-пророка. Старец Зосима, напротив, любит побаловаться чайком с вареньем и призывает любить всех людей, даже неверующих и атеистов, не только добрых, но также и злых, говоря, что они несчастнее прочих. Учит собратьев, что если они пришли в монастырь, то тем самым уже признали, что в духовном плане они хуже живущих в миру, потому что не в силах наладить своей духовной жизни в обществе. Можно сказать, что гордиться монашеским призванием и монастырским затворничеством, равносильно тому, как если бы человек стал гордиться тем, что болен и лежит в больнице. Самое опасное в противостоянии отца Ферапонта старцу Зосиме является то, что он отрицает духовный опыт собрата, осуждает его и его наставление о послушании, смирении и покаянии, а противопоставляет ему путь индивидуального поиска и личных откровений, отрицая любую критику и духовный совет. Плоды их разительно противоположны: старец Зосима, являющий собой образец смирения, терпения и любви, и всячески старающийся скрыть свой пророческий дар, невзначай и намеком сообщая людям о том, что их ждет, и человеконенавистническая страсть Ферапонта, видения которого нельзя назвать иначе, чем бесовское наваждение.

Картина Павла Лунгина "Царь" – фильм о двух типах духовности: Филиппа митрополита и Ивана Грозного. Царь немало времени проводит за молитвой, не расстается с крестом, носит вериги и власяницу, любит торжественное богослужение, и сам сочиняет молитвы, склонен к самообличению и картинному покаянию. Но свою деятельность он считает безупречной. Он напоминает какую-то чудовищную карикатуру на христианина, в которой есть многое, но нет главного: любви и мира в душе, а есть постоянный страх, прочно угнездившийся в его сердце. Он заставляет себя и всех поверить в то, что сам Бог действует по его указке, и что он, царь, является владыкой мира, не только земного, но и Небесного. Филипп митрополит, напротив, лишен всякой внешней картинности и аффектации, спокоен, сдержан в проявлении эмоций. Будучи сам успешным хозяйственником, не привязан к земному, и, защищая обижаемых, не оглядывается на государственные интересы, твердо полагая, что прежде нужно искать Царства Божия и правды Его, а остальное – приложится. Это противостояние заканчивается арестом митрополита и его мученической смертью. В заточении у него открывается дар пророчества и чудотворения, на нем распадаются оковы, его стражников охватывает великий страх, но он не бежит от своей участи, чтобы не дать возможности царю считать себя правым, хотя тот предлагает ему свободу в обмен на благословение расправ, пыток и казней. Спокойствие одного перед лицом смерти и панический страх другого перед мнимыми опасностями, любовь одного и ненависть другого – две крайние точки духовной вертикали.

Великие христианские подвижники прошлого учили, что благодать дает покой, кротость, любовь к Богу и людям, даже к врагам. Благодатные явления всегда сопровождаются неизъяснимым миром, радостью, истинным смирением перед всем творением, укреплением веры и надежды, желанием искать Бога и постоянно пребывать с Ним в Его воле.

Бесовское наваждение, представляющееся человеку благодатью, дает тревогу, тщеславие, гордость, холодность и безразличие ко всем, не утихающее сомнение и беспокойство совести. Плодами дьявольского прельщения и самообольщения являются эгоцентризм, тайное превозношение, уверенность в своем избранничестве. Для людей обольщенных характерно концентрирование внимания на своей персоне, избирательное отношение к словам Священного Писания в отрыве от основных заповедей и в ущерб общему духу Евангелия.

Учителя Веры и Духа не устают напоминать нам, что, где преизобилует благодать, там усиливается и действие обольстителя. Апостол Петр пишет "Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. " (1Пет 5:6-8). Необходимо помнить, что только смирение и любовь ведут к Богу, а гордость и надменность к лукавому князю тьмы.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама