ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Синдром Дориана Грея

Священник Петр Коломейцев :: 14 апреля 2012

Однажды великого голландского художника Рембрандта спросили, почему он не пишет портреты детей и очень любит писать портреты стариков? Ведь дети – это такой подходящий материал для создания изящных произведений искусства. На это Рембрандт ответил, что в портрете он старается передать красоту души человека, его характер, многолетний опыт, и поэтому лица стариков для него интереснее, ведь они несут в себе печать неповторимости и уникальности прожитой ими жизни.

Страх смерти – универсальный страх человечества. Однако часто этот страх заменяется другим – страхом старости: человек может гонять на бешеной скорости, забыв об элементарной осторожности и безопасности, но переживать по поводу своего внешнего вида, седых волос и морщин, как зримых доказательств подбирающейся немощи. Образ молодости для многих становится абсолютной ценностью, а все, что связано со зрелостью человека: его внешний вид, опыт, мудрость, эрудиция, знания – обесценивается. Постаревшие мальчики и девочки шоу-бизнеса стараются сохранять юными свои лицо и фигуру и девственно недоразвитыми интеллект и вкус. "Ты стал серьезным – а это признак старости!" – говорят они между собой. В психологии поведение таких людей определяется как болезнь: "синдром Дориана Грея" – культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. Однако смерть не выбирает между седыми и крашенными, морщинистыми и разглаженными.

В романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" повествуется о том, как художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Юный красавец, любуясь своим изображением, не мог избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего сам он неизбежно лишится, – молодости. В безумии Дориан воскликнул: "О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу отдал за это!" Мольба была услышана, и пожелание исполнилось.

Однако, "что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?" (Лк 9:25). Под маской невинной юности, Грэй творит самые черные дела, погружаясь в пучины порока и разврата, не останавливаясь даже перед убийством своего друга, Бэзила Холлуорда, создателя чудесного портрета, не выдержав его обличительных слов.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но не от всевидящего ока холлуордовского портрета. "Портрет этот – как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить", – приходит к выводу Дориан, вонзая нож в полотно, чтобы раскромсать его на кусочки. Все сразу становится на свои места: на стене – портрет юного красавца, а на полу – бездыханное старое тело развратного монстра.

Фаустовское "Остановись мгновенье, ты прекрасно" превратилось у Грэя в "остановись, мгновенье, я – прекрасен". Однако счастливым он не стал. Люди, тянувшиеся к его красоте, предполагали в нем наличие красоты душевной и духовной, а, встретившись с его эгоистичной и холодной душой, отвращались от него. В своей постоянной молодости он стал не менее одинок, чем забальзамированная мумия. Лишенный естественных признаков жизни – изменения, возрастания и старения – он обрел черту смерти – отсутствие перемен.

Персонаж произведения "Шагреневая кожа" Оноре де Бальзака Рафаэль де Валантен стал обладателем удивительного талисмана, кусочка шагреневой кожи, которая могла исполнить все его желания, правда, с одним условием: после исполнения каждого желания она уменьшалась в размерах. И в тот день и час, когда она исчезнет, должна была прекратиться и жизнь его владельца. Первое желание Валантена было очень прагматичным: он пожелал себе крупную сумму денег, дающую стабильный годовой доход, позволяющую ни в чем себе не отказывать. Но когда новоиспеченный богатей взглянул на шагрень, он заметил, что она уменьшилась в размере. Его обдало призрачным холодком смерти, теперь "он мог все – и не хотел уже ничего".

Он успокаивал себя, что, получив богатство, он перехитрил волшебную кожу. Однако мысль о том, что могут появиться еще какие-то желания, и кожа будет уменьшаться, страшила его. На деле все оказалось еще драматичнее. Стоило в разговоре с кем-нибудь пожелать ему успеха или доброго здоровья, как кожа уменьшалась в размере. Оставался только один выход – ничего не желать, ни с кем не общаться, полностью изолировать себя от контактов даже с прислугой, самому себя обслуживать, и каждый день замерять размеры злосчастной шагрени. Его жизнь превратилась в пытку, а кожа неумолимо уменьшалась. Устав от такого существования, Рафаэль начал погружал себя в наркотический сон с помощью раствора опия, чтобы хотя бы во сне ничего не желать и тем продлить свою жизнь. Однажды, проснувшись и увидев свою возлюбленную, он забывает осторожность, и в своем желании любви, умирает у нее на руках.

Избрав жизнь, как удовлетворение своих желаний, Валантен пришел к безвыходному условию жизни без желаний, то есть жить, как бы не живя. Запрет на желания и постоянная погруженность в искусственный сон, вызванный снотворным, на деле превратило его жизнь в смерть.

Чего только не напридумают эти писатели-фантасты: и вечная молодость у них смерть, и удовлетворение желаний – тоже смерть, но, на самом деле, наши реалии порой могут посоперничать с философическими фантазиями классиков литературы. Омолаживание приносит немалый доход косметологической медицине. Иногда эти процедуры носят весьма парадоксальный характер. Для того, чтобы убрать морщины с лица, под кожу вводится препарат "ботокс", токсин ботулина, который омертвляет мышцы, лежащие под кожей, благодаря чему у пациента исчезает активная мимика лица, и морщины разглаживаются. Ради молодости, которая является олицетворением жизни, приходится умерщвлять тело, как бы превращая себя в мумию, в живого покойника.

Можно сказать, что вся жизнь человека – это смерть, с каждым вздохом, с каждым ударом сердца мы приближаемся к смерти, одновременно с нашим рождением начинаются процессы умирания. Но тогда, как говорил герой фильма "Ирония судьбы" – "Если вы не живете, то вам и не умирать", и лучшее средство от смерти – не жить вовсе.

К такому выводу пришел индийский принц Сиддхартха Гаутама, для которого старость была доказательством того, что жизнь бессмысленна, а тяга к жизни – это зло. Но христианин – это человек, который любит жизнь по-настоящему. Он стремится к Богу – Источнику жизни и всякого добра, он избирает жить с Богом вечно. И для нас, христиан, старость является тем замечательным периодом, когда мы побеждаем страсти и пересматриваем свои приоритеты. В старости мы начинаем понимать, что главное, а что – второстепенное, что вечное, а что – тленное, что подлинное и что – мнимое. Лишиться старости – не значит избежать смерти, а значит – прийти к этой черте неподготовленным, в слепоте, лишившись мудрости.

Для христианина жизнь – это обновление. "Се, творю все новое" (Откр 21:5) – говорит Господь. Бесконечное движение, как восхождение к совершенству, череда перемен, как возрастание, и преображение – это и есть подлинная жизнь. А смерть – это остановка. В этом смысле физической смерти не существует, потому что момент завершения земной жизни совпадает с моментом рождения в новую жизнь. Можно прожить всего лишь год, но прожить его в полную силу, а можно прожить сто лет, и все сто лет – умирать. Можно и в старости быть живым, а можно и в молодости быть ходячим покойником. Главное, помнить, что мы рождены для жизни вечной, для жизни преизбыточествующей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама