Межконфессионального молебна по случаю 400-летия дома Романовых, который предложил провести в Зимнем дворце один из депутатов ЗакСа, не будет. У Эрмитажа есть собственная рассчитанная на год программа по этому поводу. Молебен ей не соответствует. Об этом директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил в ходе лекции, проходившей на исходе минувшей недели в музее современного искусства "Эрарта".
"Эрарта" музей молодой, но прочно занявший свое место на карте города. Здесь проходят выставки, лекции, концерты, диспуты. Любители "живого" искусства давно проторили дорожку в это здание рядом с некогда популярным ДК им. Кирова.
Инициатором встречи с директором Эрмитажа в "Эрарте" стал кинорежиссер Александр Сокуров. Он и задал тональность разговору, представив Пиотровского как одного из немногих людей, способных существовать в разных областях культуре, политике, науке, чье вмешательство в конфликтные ситуации не раз все ставило на места.
Зал был набит битком, публика разная: студенты, искусствоведы, художники, журналисты.
Пиотровский чередовал монолог на тему "Музей как зеркало" с ответами на вопросы, показом слайдов. Он говорил о том, что такое музей сегодня, и представлял проект "Большой Эрмитаж".
Исходя из мировой практики, критерий успешности музеев вовлечение их в жизнь общества. С этой точки зрения отечественные музеи весьма успешны. Им приходится противостоять обывательскому представлению и потребительскому отношению к себе общества и власти. Искать баланс между хранением наследия и его доступностью для посетителей, просвещением публики и ее развлечением...
О степени вовлечения общества в жизнь музеев свидетельствовали вопросы, на которые пришлось ответить директору Эрмитажа. Его спросили о последствиях принятого закона о передаче имущества церкви . Как сказал Пиотровский, это часть общей проблемы реституции. Присутствующих интересовало: будет ли снято продолжение фильма "Русский ковчег" и судьба археологических экспедиций Эрмитажа, как Пиотровский относится к спектаклю "Лолита" и к возможному принятию закона о меценатстве, его прогноз развития событий на Ближнем Востоке...
Но были и другие вопросы, которые можно было ожидать в "Эрарте". А именно о показе современного искусства в Эрмитаже, в частности, выставке братьев Чепменов "Конец веселья" в Главном штабе, вокруг которой было столько шума.
К слову сказать, у современного искусства в нашем городе не так много поклонников. Чепменов в Главном штабе посмотрели не более пятнадцати тысяч человек. Хотелось взглянуть в лица тех, кто так активно выступил против творчества художников, возможно, услышать их аргументы. Дискуссии не получилось. Пара молодых людей, выступавших от имени "Народного собора", вела себя агрессивно похоже, их задачей было обратить на себя внимание и вывести из равновесия собеседника.
Опытный, умеющий при любых обстоятельствах держать себя в руках Михаил Пиотровский спокойно парировал выпады. Он говорил, что Эрмитаж музей демократичный. Он показывает разное искусство и давно заслужил право делать то, что делает. В свое время провокацией считались выставки Матисса, как и выставка художников рабочих Эрмитажа в 1964 году, среди которых были Шемякин и Овчинников. Польза художественной провокации в том, что она дает повод задуматься, почему так много людей не понимают современное искусство.
Скандал с выставкой Чепменов никак не скажется на политике Эрмитажа, как и на образе города. Культурная столица всегда на острие конфликтов.
"Агрессивность главный признак антикультуры", сказал в завершение Пиотровский. Зал встретил его слова аплодисментами.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости