Лидер партии "Справедливая Россия", выступая 23 января на пленарном заседании Госдумы, раскритиковал Министерство образования за преподавание литературы в школах.
По мнению Миронова, практика ЕГЭ фактически убивает изучение литературы в школе, делая его "ненужным": "При этом напомню, что в том же ЕГЭ, противниками которого мы являемся, тем не менее, отдельно сдаётся экзамен по русскому языку как обязательный и отдельно по литературе как необязательный, а предмет именно такой – "русский язык и литература". При этом часы на этот предмет сокращены для школьников старших классов на треть – с 210 до 140 часов. Совершенно очевидно, что преподаватели будут вынуждены и эти часы сокращать, чтобы натаскивать школьников на сдачу ЕГЭ по русскому языку, опять же в ущерб русской литературе. Вызывает удивление, что ни в самих стандартах, ни в специальных разъяснениях Министерства образования нет обязательного перечня литературы, необходимой и обязательной для прочтения и изучения старшими классами в школах".
Сергей Миронов также раскритиковал список авторов, предложенный школьникам для изучения, и критерии их отбора: "Теперь у нас есть с вами возможность посмотреть, что же рекомендует нам Российская академия образования. В примерной программе, в этой именно методичке, мы с вами не увидим таких писателей, как Куприн, Лесков, Алексей Толстой. Шолоховский "Тихий Дон" будут изучать по отдельным избранным главам. Школьники никогда не прочитают "Медного всадника" Пушкина, гоголевских "Петербургских повестей", "Даму с собачкой" и "Человека в футляре" Чехова. Но особенно безжалостны авторы этой методички к литературе и поэзии второй половины XX века. По их понятиям, нашей молодёжи абсолютно не нужны ни Довлатов, ни Конецкий, ни Астафьев, ни Высоцкий, ни Ахмадулина, ни Окуджава – ничего этого нет. Причём нет не только в базовом курсе, но даже в углублённом курсе для специальных литературных гимназий. Но зато есть модный Пелевин".
Отметим, что известный политик считает подход Министерства образования ущербным, основанным на принципе экономизма: "Мы же понимаем, что здесь главный принцип – принцип экономизма, который овладел, видимо, и министром, и его подчинёнными. Потому что намного "интереснее" заниматься нормативно-подушевыми принципами, проблемами слияния и объединения школ и вузов, критериями неэффективности вузов, чем формировать личность, воспитывать гражданина и патриота. "Сапоги выше Пушкина" – этот утилитарный принцип действует и сегодня".