ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Монашество и технический прогресс – такую тему впервые обсудят на Рождественских чтениях

24 января 2013

Недавно предложенное "Положение о монастырях и монашествующих" вызвало оживленную дискуссию. Причем в обсуждении, что крайне интересно, приняли участие не только сами монашествующие, но и миряне. Теперь в рамках ХХI Международных Рождественских чтений создана специальная секция для монашествующих. Она будет проходить впервые и состоится в древнейшем монастыре Москвы – Новоспасском. Круг вопросов колоссален. По мнению организаторов данного направления, обсуждения станут интересными не только монашествующим, но, как принято говорить, и "широкому кругу читателей". Конечно, вопросы специальные: уставы, положения. Но, в то же время, и возрождение церковных искусств, организация паломничества, монастырская кухня, а также в рамках форума монашествующих речь пойдет и о техническом прогрессе: насколько он мешает или помогает спасению. "Монашество и современный технический прогресс" – тема доклада игумении Домники, настоятельницы Ново-Тихвинсккого монастыря города Екатеринбурга. С ней мы и ведем беседу о предстоящей работе в рамках Рождественских чтений.

– Чем для Вас являются Международные Рождественские чтения?

– В Священном Писании есть слова, отражающие один из основных принципов христианской жизни: "С советом вся твори" (Сир. 32, 21). Совет знающего, опытного человека – это твердая основа, на которой можно строить и свое здание. И дискуссии в рамках Международных Рождественских Чтений каждому дают замечательную возможность получить полезный совет, самому поделиться какими-то идеями и перенять опыт других. Эта возможность тем более ценна, что Чтения имеют статус международных, то есть в них принимают участие представители и других Поместных Церквей.

Но кроме чисто практической пользы, форум приносит и другую пользу. В такой огромной стране, как Россия, подобные мероприятия просто необходимы ради того, чтобы в нашей Церкви сохранялось единомыслие по важнейшим вопросам, чтобы она, по выражению святителя Климента Александрийского, дышала единым дыханием.

– Как Вы оцениваете то, что Рождественские чтения переросли вопросы образования и являются настоящим общественным форумом?

– Это свидетельствует о том, что наша Церковь живет полнокровной жизнью, что она наполнена людьми ищущими, активными, неравнодушными. Несомненно, что такой формат Рождественских чтений позволяет с пользой обсуждать многие церковные проблемы современности. И, конечно, для всех очевидно, что это стало возможным благодаря Святейшему Патриарху и организаторам Рождественских чтений.

– Как Вы готовитесь к Чтениям? Чего ожидаете?

– Для меня эти Рождественские чтения будут первыми, в которых я буду принимать участие. Я многого ожидаю от них. И прежде всего, для меня это драгоценная, уникальная возможность пообщаться с единомышленниками, с близкими по духу людьми.

Конечно, особенно меня радует, что на нынешних Рождественских чтениях впервые введена секция, посвященная монашеству. Для монастырей вообще очень важно иметь возможность общения, диалога. Об этом говорил еще святитель Василий Великий, причем у него это звучит именно как правило для монастырей – собираться, общаться, обсуждать какие-то важные вопросы и проблемы организации монашеской жизни. Это можно даже уподобить тому, как, согласно канонам, проходят с определенной регулярностью архиерейские соборы.

Монастыри – это корни, питающие христианство благодатными соками. И поэтому не только для иноков, но и для всех вообще христиан важно, чтобы эти корни были сильными и здоровыми.

– Какой материал, может быть, опыт жизни в обители послужил темой для Вашего доклада?

– Промыслом Божиим так сложилось, что наш монастырь находится в центре большого и шумного города. И поэтому с такой темой, как технический прогресс в современном обществе, мы знакомы не понаслышке. Наш век, который называют веком информационных технологий, диктует свои условия жизни. Как монаху сочетать эти условия со своей главной целью – поиском Христа, неотмирного Небесного Царства? Именно этот вопрос и побудил меня задуматься над необходимостью правильного, рассудительного использования средств современной цивилизации.

– Как технический прогресс пришел в Ново-Тихвинский монастырь Екатеринбурга?

– Прежде всего мне хочется сказать, что настоящий прогресс, по выражению священномученика Илариона (Троицкого) – это движение не вперед, а вверх, к Небу. Настоящий прогресс – это нравственное преображение. Подобную мысль высказывает и святой Сербской Церкви, преподобный Иустин (Попович). Он говорит, что прогресс – это только то, что ведет ко Христу и Воскресению и дает человечеству подлинное счастье в Боге.

Но если говорить о прогрессе именно техническом, то мы, как любой городской монастырь, постоянно имеем дело с различными технологиями. Нам в большом городе легче и удобнее развивать церковные искусства, например, вышивку – и новые технологии помогают нам в этом. Но, конечно, мы всегда смотрим, насколько нужна нам та или иная технология, для чего нужна, какие духовные последствия она может принести. Мы, монашествующие, не стремимся угнаться за техническим прогрессом, – у нас другие цели. Однако и принципиально отказываться от каких бы то ни было технических нововведений не всегда уместно – особенно, повторю, для городских монастырей.

– Какие новые современные технологии применяются в Ново-Тихвинском монастыре?

– Я приведу такой пример. Когда мы начали реставрировать главный собор нашего монастыря, во имя святого Александра Невского, то столкнулись с серьезной проблемой. В советские годы собор был разделен на несколько этажей, там располагался музей. И нам нужно было очень осторожно убрать этажные перекрытия, не повредив старых стен. Специалисты предложили нам новую технологию: кран, который алмазным наконечником отрезает балку от стены. Эта технология стала для нас тогда просто спасением, мы приняли ее с благодарностью, как помощь Божию.

В некоторых наших мастерских, скажем, в швейной, используется современное оборудование, но мы не стремимся во что бы то ни стало автоматизировать всё и везде. В иконописной мастерской у нас, например, до сих пор не используются современные краски: сестры, как в незапамятные времена, перетирают минералы, сами левкасят, золотят.

Добавлю еще вот что. Монастырские труды не напрасно носят особое название – "послушания", это не просто работа. Напомню один замечательный эпизод из "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря". Одна сестра-трапезница стала свидетельницей того, как монастырскую трапезную посетила сама Матерь Божия с некоей спутницей. Богородица, попробовав хлеб, стоявший на столе, похвалила его и сказала Своей спутнице: "Знаешь, почему он так вкусен? Потому что готовится за святое послушание и с постоянной молитвой". Вот главные монашеские "технологии", которые приносят наилучший результат и никогда не устаревают.

– Страшен ли для монашествующих Интернет?

– Схиархимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, на подобный вопрос ответил: "Это как нож – ножом можно и хлеб резать, а можно людей". То есть сами по себе средства технического прогресса не хороши и не плохи, важно, с какой целью мы ими пользуемся. Но если нож – предмет в повседневной жизни всё же необходимый, то с Интернетом, я думаю, дело обстоит несколько иначе. По сути, выход в Интернет, где столько разнообразной и не всегда безвредной информации, – это выход в мир. А каковы для монаха последствия выхода в мир, объяснять излишне.

Поэтому не все возможности Интернета можно использовать в равной мере, и лучше, если мы сами по доброй воле, ради чистоты ума при молитве, будем использовать Интернет лишь при необходимости, исключительно с практической целью – например, только для поиска необходимых данных. Я говорю сейчас, в первую очередь, о монашествующих, хотя знаю, что и благочестивые миряне в своих семьях, как правило, стремятся ограничить льющийся отовсюду поток информации.

– Должны ли монахи идти в ногу со временем?

– Для истинного монаха вопрос о том, должен ли он подчиняться веяниям времени, наверное, даже не стоит. Монах, по словам преподобного Иоанна Лествичника, живет Евангелием, а значит, живет для вечности и в вечности. Монастыри потому и считались всегда тихими пристанищами, что им свойственно некое постоянство, вневременность. И потому для монаха всегда на первом месте будут стоять духовные, нравственные, вечные ценности. Другое дело, что он, как человек, в своей жизни пользуется и различными техническими достижениями своего времени. Вы спросите, как это совмещается?

Святейший Патриарх Кирилл сказал однажды, что христианин должен владеть особым искусством: сочетать использование благ, которые дает нам современный мир, с верностью Богу и заповедям Евангелия. Думаю, что тем более этим искусством важно владеть монаху. Сочетать эти вещи в своей жизни так, как учат святые отцы, с пониманием и рассудительностью – вот задача монаха.

– Не может ли помешать технический прогресс спасению?

– Спасение и технический прогресс – вовсе не взаимоисключающие вещи. Известный старец Порфирий Кавсокаливит утверждал даже, что технический прогресс может содействовать спасению человечества. Он, например, просто ликовал, когда услышал, что изобрели радиоприемник. Ведь это значило, что теперь есть возможность проповедовать Евангелие по всему миру!

Достижения научно-технического прогресса активно используются Церковью: вспомните хотя бы о современных технологиях в книгопечатании. Интересно, что одной из первых напечатанных книг стала именно Библия Гуттенберга.

Дело не в прогрессе – дело в свободе человека выбирать добро или зло. Этой богодарованной свободы не могут отнять у нас никакие технические достижения. Один духовный сын отца Иоанна (Крестьянкина) как-то высказал тому свои страхи относительно новых информационных технологий. Отец Иоанн ответил: "Компьютер сделали пугалом нашего времени. Ведь это просто железяка, и без человека он ничто. Но один человек на этой железяке наполнил мир богослужебными книгами, а другой безобразными. Кто и как будет отвечать перед Богом? И судится Богом человеческое произволение".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама