ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Старец Федор Кузьмич: "пропавший" император – появившийся святой?

Андрей Зайцев :: 01 февраля 2013

20 января (по новому стилю – 2 февраля) 1864 года в Томске после исповеди и причастия скончался необычный святой. Даже в официальном житии святого праведного старца Феодора Томского можно найти таинственные детали, необычные для агиографических текстов. Был ли этот местночтимый святой скрывшимся от людской славы императором Александром I?

Вместо традиционного повествования о рождении подвижника, описания его детства, отрочества и юности читателю рассказывается, как "ранней осенью 1836 г. близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан проезжавший на лошади неизвестный человек. Странник привлек к себе внимание. Поражало несоответствие облачавшей его грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей в этом человеке знатное происхождение. На все вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал еще большее подозрение у крестьян, остановивших его. Ими он и был доставлен без всякого с его стороны сопротивления в город". По другой версии неизвестного старика сперва расспрашивал кузнец, подковывавший его красивую лошадь.

Поразительно, но достоверные биографические сведения о Федоре Кузьмиче появляются лишь в тот момент, когда ему почти исполнилось 60 лет. Вот его судят за бродяжничество, поскольку старец отказался сообщить хоть какую-то информацию о себе и своих предках. Потом мы видим его в разных сибирских городах и селах, где он живет в крестьянских домах и небольших хибарках, иногда проводя целый день в одиночестве.

В это же время по соседним селам идет молва о необычном мужике в крестьянской одежде, знающим иностранные языки, географию, историю Отечественной войны и придворную жизнь Петербурга. Последние два пункта он знал столь подробно, что некоторые даже называли его императором Александром I.

Стоит предупредить читателя, что с этого момента мы перестаем стоять на твердой почве фактов и отправляемся странствовать по бескрайнему океану мифов, которые возникли с 1825 года.

19 ноября 1825 года в Таганроге скоропостижно умирает русский император, которому на тот момент не было и 50 лет. Историки до сих пор спорят о причинах отъезда царя из Петербурга. Чаще всего поступок Александра I объясняют тем, что его жена Елизавета Алексеевна болела чахоткой, и врачи советовали ей сменить климат. Болезнь царя, которую тот подхватил, совершив в начале ноября 1825 года поездку в Крым, медики называют по-разному. В записках императрицы и лейб-медика Виллие можно найти существенные нестыковки, кроме того супруга императора прерывает свои записки 11 ноября, в тот самый момент, когда произошло ухудшение состояния императора (существует также версия о том, что продолжение записок Елизаветы Алексеевны, умершей в начале 1826 года, уничтожил Николай I).

В своих записках Виллие говорит, что император отказывался принимать лекарства, и согласился на помощь медиков лишь после причастия и беседы со священником, но болезнь уже приобрела необратимый характер. До конца неясно, от чего же собственно умер Александр I. Лечившие его врачи пишут о "крымской лихорадке" и болезни печени, сейчас чаще говорят о брюшном тифе или горячки с воспалением мозга. Столь разные диагнозы, и сами обстоятельства смерти породили в народе множество легенд, возникших практически сразу. По традиции их делят на три основные группы:

1. Император убит, на его лицо наложили восковую маску, поскольку тело было обезображено нападавшими.

2. Император жив, вместо него похоронили другого человека, а сам он был продан в иностранный плен или стал жить частной жизнью.

3. Императора хотели убить, но он уговорил верного солдата выдать себя за Александра I. Сам царь жив, а в гробу в его мундире лежит слуга.

Итак, целых две версии того, что император добровольно или вынуждено оставил власть и вынужден скрывать свое прошлое. Так возникла легенда о тождестве старца Федора Кузьмича и Александра I.

Стоит отметить, что личность царя давала основания для подобных слухов. Начнем с того, что Александр I оказался на троне в результате убийства императора Павла. До сих пор нельзя однозначно описать роль наследника в заговоре против отца, но еще в начале XIX века молва крепко связала личности Александра и Павла, и разговоры об отцеубийстве, несмотря на их опасность, были известны и высшему обществу, и самому императору.

Очевидно одно, обстоятельства смерти Павла очень сильно повлияли на личность Александра. Чаще всего современники говорят о двух качествах императора – необычайном обаянии и столь же поразительном двуличии. К концу жизни царь не доверял практически никому, но зато неоднократно высказывался о своем желании оставить трон после того, как ему исполнится 50 лет. Он полагал, что управлять Российской империей может лишь очень здоровый человек, а потому желал жить частной жизнью при первых проявлениях слабости в связи с надвигающимся старением.

В 1819 году в беседе с будущим императором Николаем I и его супругой Александрой Федоровной Александр I произнес фразу, поразившую его слушателей,: "Я решил сложить с себя мои обязанности и удалиться от мира. Европа более чем когда либо нуждается в монархах молодых и в расцвете сил и энергии; я уже не тот, каким был, и считаю своим долгом удалиться вовремя". В этот момент "немолодому" императору было всего 42 года, и он успокоил своих собеседников, сказав, что отречение от власти может произойти лет через десять.

В тоже время Александр I, размышляя о жизни в качестве частного лица, совершенно не желал идти в отшельники. Напротив, он предполагал жить с достаточным комфортом и с большой библиотекой в Крыму, наслаждаясь покоем и возможностью спокойно работать.

Сторонники идеи о том, что Федор Кузьмич и был Александром I часто ссылаются на то, что старец мог разговаривать с некоторыми из своих гостей на иностранных языках, но в то время французский язык был обязательным для всех дворян, и часто представители высшего общества говорили на нем свободнее, чем на русском. Еще одним аргументом в пользу легенды могли бы стать анализ почерка подвижника и императора, но, к сожалению, экспертиза двух странных записок, оставшихся после смерти старца, не дала однозначного ответа на этот вопрос. Горячий почитатель Федора Кузьмича купец Хромов отдал эти записки графологам, но те не пришли к единому заключению. Текст на конверте похож на почерк Александра Ш, а маловразумительные по своему содержанию записки написаны другой рукой. Кроме того, сами послания исчезли в начале ХХ века, и в распоряжении исследователей остались лишь их фотокопии плохого качества.

Что же касается текста записок, то он краток и невразумителен, и при желании может служить доказательством любой теории. На первой из них написано: ВИДИШИЛИ НАКАКОЕ ВАС БЕЗСЛОВЕСИЕ СЧАСТИЕ СЛОВО ИЗНЕСЕ (на лицевой стороне) и НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТ П НЕВОЗВЕЩАЮТ.

Были исследователи, считавшие, что под литерой А зашифровано имя Александра, а под литерой П – Павла, но убедительных доказательств в пользу этой версии представить не удалось.

Вторая записка представляет собой еще более странный текст, который многие считают масонским шифром. Из всего набора букв четко можно расшифровать лишь два слова на одной стороне: КРЫЮТ СТРУФИАН (страус, некоторые исследователи полагают, что это было масонское прозвище Федора Кузьмича). На обороте же проставлена лишь дата прибытия Федора Кузьмича в ссылку 1837 г. МАР 26. Существуют и более фантастические расшифровки, но они основаны на произвольной перестановке букв.

Помимо двух записок есть еще и свидетельства очевидцев, которые видели в старце Федоре Кузьмиче бывшего императора. То старый солдат узнает своего повелителя и отдаст ему честь, то девушка – ученица старца обратит внимание на сходство его внешнего вида с портретом Александра I, то сам подвижник расплачется, услышав песню про царя.

Примечательно, что сам Федор Кузьмич никогда не отвечал на прямо поставленный вопрос, но делал так, чтобы собеседник мог получить доказательство версии, уже сложившейся в его голове. Солдату, узнавшему его, старец запрещает отдавать почести, назвав себя бродягой и говоря, что от этого они оба могут пострадать. Девушка–воспитанница после строгого вопроса старца видит слезу на его ресницах, когда тот выходит из комнаты.

Иными словами, подвижник вольно или невольно вел себя как опытный мистификатор, а еще точнее – его поведение давало возможность обманываться тем, "кто сам обманываться рад".

Окончательного ответа на этот вопрос до сих пор нет, но позиция Церкви в этом вопросе достойна всяческого уважения. Святой праведный Феодор был канонизирован в 1982 году. Томский иерарх дал согласие на исследование обретенных в 1995 году мощей праведника, если это будет необходимо (до сих пор живут слухи о том, что гробница Александра I в Петропавловском соборе Петербурга пуста), а официальное житие, приводя все случаи узнавания императора в старце и не отрицая существования легенды, ни словом не упоминает о том, правдива она или нет. Основная мысль агиографического текста состоит в том, что Бог, скрывая какие-то сведения о святых, делает это не случайно. В результате легенде о Феодоре Кузьмиче предстоит еще долгая жизнь, которая никак не повлияет на почитание праведника, чьи мощи покоятся сейчас храме Томского Богородице-Алексиевского монастыря.

Еще интереснее текст тропаря старцу:

Жизни светския праведне Феодоре удалився,

в землю сибирскую вольно приити изволив,

чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси,

и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши.

Поминай нас, чтущих память Твою,

отче наш Феодоре!

Первая строчка песнопения содержит в себе указание на то, что праведный Феодор удалился от светской жизни. Это полностью соответствует тому, что мы определенно знаем о святом. Никто из исследователей и очевидцев жизни подвижника никогда не отрицали в его принадлежности к высшему свету, к тому, что он был военным. До сих пор споры идут лишь о том, кто из известных исторических персонажей мог окончить свою жизнь в Сибири смиренным отшельником. Император Александр Павлович среди них всего лишь первый, но далеко не последний кандидат.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама