Выставка современного церковного искусства "Свет Рождественской звезды" открылась 1 февраля в выставочном зале музея храма Христа Спасителя. Экспозиция приурочена ко дню интронизации Патриарха Кирилла и началу работы Архиерейского собора. Устроители выставки Искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы, Журнал Московской Патриархии и портал мастеров православных искусств "Дионисий". Для посетителей выставка будет открыта с 7 по 25 февраля.
Свои работы на выставке представляют известные иконописцы: священник Андрей Давыдов, А. Соколов, А. Чашкин, А. Эйтенейер, С. Ржаницына, мастера центра "Русская икона" и "Московской иконописной мастерской". В экспозиции представлены миниатюра и иконы мстёрских мастеров В. Молодкина, Е. Грачева, В. Фокеева, шитые иконы мастерских "Прикосновение" и "Natalia Valevskaya", ювелирные изделия "Мастерской Гребенниковых", работы мастерской "Кавида мастер", Галереи "Бронзовое чудо", Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты "Товарищества реставраторов" мастерских Андрея Анисимова и других.
[фото с сайта "Церковного вестника"]
С открытием экспозиции художников поздравил митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. "Эта выставка – только вершина айсберга и лишь в малой степени способна продемонстрировать тот путь возрождения церковного искусства, которым наша Церковь шла на протяжении последней четверти века, но представленная экспозиция отличается очень высоким качеством", – сказал он на открытии выставки.
В своем слове митрополит Иларион коснулся важных проблем содержания и качества церковного искусства: "В последние годы мы порой сталкивались с ситуацией, когда церковная продукция, будь то иконопись, ювелирные изделия или какая-либо иная, производилась, прежде всего, для удовлетворения всё возрастающих нужд новых храмов, которые строились во множестве. И подчас не обращалось должного внимания на качество произведений. А между тем, каждый элемент храмового пространства – это отражение традиции Церкви, канон, который складывался на протяжении многих веков. И сегодня очень важно, чтобы современные мастера, используя те возможности, которые предоставляет наше время, одновременно бы следовали канону и традиции, причем следовали бы не путем слепого копирования, а творчески ее развивали, претворяя в жизнь самое главное, что есть в церковном каноне".
Поднятые митрополитом Иларионом темы продолжила в своем выступлении известный искусствовед Ирина Языкова. Она обратила внимание на новый этап в развитии церковного искусства: "Если раньше, в первые годы церковного возрождения, была задача наполнить храмы предметами, необходимыми для богослужения и интерьера, то сейчас мы обращаем внимание уже на качество утвари и икон, чтобы иконы были глубокими, каноничными, с древними корнями. Понятия качества, стиля, богословской глубины образа в православном искусстве выходят на первый план". Как рассказала И. Языкова, многие из представленных на выставке мастеров проводят исследовательскую работу, изучая достижения художников прошлого, с тем, чтобы не просто грамотно копировать, но создать новые, "живые произведения" на основе традиций. По ее словам, особенностью данной выставки является огромное разнообразие представленных работ, что дает представление о том, "насколько по-разному развивается сейчас церковное искусство, и это очень хорошо".
[икона о.Андрея Давыдова "Прп.Сергий Радонежский с детьми", энкаустика] Для участников выставки дико звучит словосочетание "производство православной продукции". Именно такой рекламный слоган увидел недавно священник Андрей Давыдов, известный иконописец, работающий в древней технике энкаустики. В своем выступлении он не без горечи заметил, что к иконописному труду до сих пор относятся именно как к "производству православной продукции", и "с этим надо что-то делать". По его словам, необходимо убеждать церковных людей и священноначалие, что икона – это "наша православная драгоценность, которая важна для всего мира", и настоящая выставка это демонстрирует. О. Андрей Давыдов подчеркнул, что и сейчас, как в древности, настоящая икона "совершается с молитвой". "Мы научились стилю, ремеслу, художественным приемам. Давайте говорить о жизни, которая должна быть в наших иконах", сказал о. Андрей.
"Церковное искусство – это не производство предметов культа, это – путь", иконописец Александр Соколов в этом лаконичном высказывании сконцентрировал свой долгий опыт. Его супруга, художница Мария Вешняк дополнила мысль мужа: "Икона – это личное исповедание иконописца". Она напомнила совет духовника их семьи, который стал путеводным на всю жизнь: "Когда пишете икону, представляйте, что смотрите прямо в глаза Спасителю, Божией Матери, святому, которого пишете. И делайте это так, как если бы вы писали в последний раз в своей жизни".
Куратор выставки Игорь Кондратович в интервью "Благовест-инфо" отметил, что подобные экспозиции позволяют не только представить развитие церковного искусства в его многообразии, но и дают возможность художникам из разных городов общаться друг с другом. "Все живут и работают довольно замкнуто, нужно выходить за пределы и видеть работы коллег", сказал И. Кондратович. Он обратил также внимание на тенденцию, заметную немногим: за последние пять лет не возникло новых, сколь-нибудь заметных иконописных мастерских, учеников у маститых художников практически нет. "В чем причина – это нужно разбираться", ответил куратор на вопрос "Благовест-инфо". Он не исключает, что негативную роль в отмеченном процессе играет коммерциализация искусства, в том числе и церковного.
От имени организаторов выставки гостей приветствовал протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии, руководитель Издательства Московской Патриархии. Он сообщил, что сотрудницы художественных мастерских "Прикосновение" и "Natalia Valevskaya" передают в дар храму Христа Спасителя Касперовскую икону Божией Матери.
Как рассказала "Благовест-инфо" Наталия Горковенко, руководитель мастерских "Прикосновение", в окладе этой редкой по своей иконографии иконы использованы только натуральные драгоценные и полудрагоценные камни, натуральный жемчуг. Часть средств на покупку жемчуга была собрана прихожанами и посетителями храма Христа Спасителя; имена жертвователей указаны на обороте иконы.
До 7 февраля посетителями выставки будут, в основном, члены Архиерейского собора. После этой даты экспозиция откроется для всех желающих. В рамках выставки будут организованы мастер-классы мастеров церковных ремесел, встречи с художниками, презентации ведущих мастерских церковного искусства. 7 февраля пройдет мастер-класс мозаики и архитектурного проектирования "Мастерской Андрея Анисимова" и мастер-класс иконописи Православной школы искусств "Троица". 15 февраля – презентация собрания произведений Галереи "Бронзовое чудо". Все мероприятия начинаются в 15.00.
По материалам источников: Благовест-инфо