На прошлой неделе написал я конспирологический этюд о том, куда катится мир, чего хочет "новый мировой порядок" (он же Система), и почему в свете всего этого православные активисты, вышедшие лупить ЛГБТ-активистов, оказались жертвами провокации. Такой вот взгляд сверху, в максимальном масштабе. В комментариях к колонке мне справедливо заметили, что Система Системой, геополитика геополитикой, а вот с православной точки зрения как ко всему этому относиться? Кто более прав герои, из чисто православных соображений разбивающие лица женщинам, или герои, из чисто либеральных соображений вышедшие защитить адептов однополой любви от "православных орков"?
Все неправы. Но должен сразу пояснить: это такая история, в которой нет простых и легких решений при том, что именно простые решения тут сразу лезут в голову.
Вот, например, как все просто у "вышедших на площадь" православных активистов: есть богомерзкие извращенцы, растлевающие своей пропагандой наших детей, Священное Писание называет содомию страшнейшим грехом, а значит, надо руками и ногами сокрушить зло, "освятить кулак свой ударом" (тут следует ссылка на святителя Иоанна Златоуста, "заушившего" нечестивого еретика Ария). После чего и расцветет счастье: извращенцы убоятся и навсегда спрячутся в темные норы, а на нашей улице наступит праздник.
Столь же просто и ясно видят ситуацию те христиане, что называют брутальных активистов "орками" и морально поддерживают другую сторону. В Священном Писании сказано "подставь щеку", сказано не судить, никакое насилие в защиту веры недопустимо, христианство религия любви, гневу в нем нет места, свободу слова зажимать нельзя, содомиты вправе как угодно воспевать свой образ жизни, а нам, просвещенным православным, осуждать сие никак нельзя (тут следует ссылка на преподобного Антония Великого: "Антоний, себе внимай"). В общем, то, что еще полтора века назад с подачи Константина Леонтьева назвали "розовым христианством".
Мне обе позиции кажутся примитивными, неглубокими. В обеих есть, конечно, какая-то правда, но частичная. Зато есть изрядная доля лжи.
Начну, пожалуй, со второй позиции, "либеральной". Поскольку чисто эмоционально мне она ближе, то тем более стоит разобрать ее поглубже.
А если поглубже мы немедленно упираемся в сложнейший вопрос: допускает ли христианское учение применение силы ради защиты высших ценностей? Сказать "не допускает" значит признать толстовское "непротивление злу силой". То, что подобное непротивление лишь паразитирует на христианской терминологии, а на самом деле основано на совсем другом мировоззрении, только ленивый не писал. Даже если не вспоминать евангельский эпизод с Христом, выгоняющим торговцев из Храма (а почему, кстати, не вспоминать?), то уже того достаточно, что нигде ни в Евангелии, ни в апостольских посланиях, ни в последующих творениях отцов Церкви христианам не запрещается воинская служба то есть не запрещается применять силу. Да, "несть наша брань к плоти и крови", но брать в руки оружие вполне допустимо. Что требовал, кстати, Иоанн Предтеча от приходивших к нему воинов? Всего лишь чтобы не притесняли мирное население. Пацифизм он не проповедовал. Да и слова Христа "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13) это о чем? В каких обстоятельствах можно было "положить душу за друзей своих" в то (да и в любое) время? Самое первое, что приходит в голову в бою, в сражении, и нигде Евангелие не ставит под сомнение такой контекст.
Значит, можно? Но стоит абсолютизировать эту мысль, и начинается... христианину воином быть можно? Говорите, да? А инквизитором? А палачом? Если можно с оружием в руках противостоять злу на поле брани то почему нельзя казнить еретиков? Ведь если стоять на последовательных христианских позициях, то еретики несут зло, куда большее, нежели все захватчики–оккупанты вместе взятые. Те максимум что могут убить тело, а еретики убивают душу, отравляют ее и тем самым обрекают на вечные муки.
Современному человеку, даже симпатизирующему христианству, это осознать трудно, но и в античные, и в средневековые времена это понимали прекрасно. Здесь уместна такая аналогия: некий "целитель" обещает излечить онкологических больных водкой и постным маслом, говорит убедительно, народ валом к нему валит, верит, что исцелится, поэтому к медикам не обращается и, естественно, умирает от непролеченных опухолей. "Целитель" физически никого не режет, не насилует, не грабит он просто говорит слова. Слова, отвращающие больных от единственно реальной помощи. Для полноты картины представьте, что на агитацию "целителя" повелись ваши близкие родственники и погибли. Не возникнет ли у вас мысль придушить мерзавца?
Вот так же рассуждали и христиане прошлых веков. Поэтому были и казни еретиков, и пытки, и преследования иноверцев, и погромы, и много всего такого, за что нам, современным христианам, сейчас приходится оправдываться.
Так можно ли христианину противостоять злу силой, оставаясь христианином? Как быть, если на одном полюсе переставший быть христианином Толстой со своим непротивлением, на другом люди, не только не осужденные Церковью за свою жестокость, но даже прославленные в лике святых (Юстиниан, например, или Иосиф Волоцкий)? Оставим сейчас вопрос, за что именно они были прославлены за казни еретиков или за что-то совсем иное, просто примем как факт, что среди наших святых есть и те, кто с отступниками не миндальничал, кто костров не гнушался.
Тут, повторюсь, все сложно. Ясно, что на каком-то уровне физическое, силовое противостояние злу еще допустимо, а на каком-то уже нет. Провести четкую, безусловную границу невозможно. Как свет фонаря плавно, постепенно перетекает во тьму и растворяется в ней, так и здесь.
Но все-таки искать эту границу надо, потому что жизнь постоянно подкидывает нам такие задачки, ставит в ситуации, когда приходится решать. Когда при тебе избивают священника можно драться? А когда спиливают крест? Когда обливают чернилами икону? Когда забираются на амвон и выплясывают там канкан? Когда на улице поют оскорбительные частушки про Церковь? Когда устраивают кощунственную выставку? Когда пропагандируют содомию?
Вот и пришли к тому, с чего начали. Можно или нельзя? А это каждый раз надо решать отдельно. Решать, исходя и из соображений ума, и из голоса совести. Но вот на что, решая, следует обратить внимание:
Прежде всего, с каким именно злом нам хочется подраться? Со злом, применяющим физическую силу, или со злом, проявляющимся в словах? Если в первом случае всё достаточно очевидно (по-моему, противостояние именно такому злу и подразумевается в словах Христа о том, чтобы положить душу свою за друзей своих), то во втором всё более чем сложно.
Далее: если речь идет не о физическом зле, но кроме как силой с ним не справиться то кто может применять силу? Каждый отдельный оскорбившийся православный активист или все-таки государственная власть посредством своих силовых структур полиции, армии? Здесь ведь полная аналогия с самосудом в делах уголовных. Суд и закон, конечно, инструменты весьма несовершенные, но альтернатива им кровавый хаос, жестокие расправы. Если ты считаешь допустимым пойти и набить морду тому, кого считаешь негодяем не удивляйся, когда вдохновленные твоим примером другие люди, не столь, может, кристально чистые, как ты (ты же кристально чистый, да?) возьмут арматуру и пойдут бить тех, кого сочтут негодяями. Может быть, тебя.
И вот тут уже пора обсудить позицию "православных активистов", которые такими тонкостями, конечно, не заморачиваются, а считают себя "боевым отрядом Церкви" и вообще бичами Божиими. О том, какой вред они своей деятельностью наносят Церкви, как невольно участвуют в антицерковной провокации, я уже говорил и повторяться не буду. Но у меня есть вопросы к уму и к совести этих людей.
Начну с ума. Ребята, а как вы себе представляете конечный результат? Вы всерьез думаете запугать своими кулаками ЛГБТ-активистов? Они ведь такие же, как вы! Они тоже за идею готовы кровь пролить! И свою, и вашу. Сегодня вы их отметелили, завтра они вас. Помните Шарикова? "У самих револьверА найдутся". Я уж не говорю, что прищемить вас с помощью закона как нечего делать, а средств на адвокатов у них заведомо больше, чем у вас. Переводя противостояние из идейной плоскости в силовую, вы однозначно проиграете. Причем проиграете и на юридическом поле, и на идеологическом. Вы боретесь за умы молодежи, вы хотите, чтобы она верила вам, а не активистам с другой стороны? Так другая сторона уже представила вас "православными орками", а орков молодежь не любит. Заметьте: не боится, а презирает.
Теперь вопрос к совести. Ребята, а с чего это вы сочли себя вправе не просто махать кулаками, а делать это, позиционируя себя как православных, церковных людей? Вы испрашивали на свою деятельность благословение у Святейшего Патриарха (не забыли, что он московский архиерей и любые публичные внехрамовые акции в Москве только тогда могут считаться церковным делом, если получат архипастырское благословение)? Вам не кажется, что на церковном языке всё это называется самочинием и что в этом каяться надо? И кстати, а только ли воспаленная совесть руководила вашими действиями? Не примешивалось ли просто желание сбросить накопившуюся агрессию? Не произошло ли с вами классическое "раззудись, плечо, размахнись, рука?", которое вы и сами для себя, и для окружающих залакировали православной фразеологией? Уверены, что ваши мотивы были столь чисты, что не в чем и каяться?
Ну а теперь уже не об активистах, а о здравомыслящих церковных людях. Все эти скандальные дела несомненный вызов нам. Кто его нам посылает? Кто на том конце провода? Да какая разница, закулиса ли, Система ли, враг ли рода человеческого? В любом случае надо реагировать правильно. Правильно то есть не попасть ни в ловушку "православного активизма", ни "розового христианства".
Да, мы, христиане, считаем, что содомия как "ориентация" тяжелейшее повреждение человеческой природы, некая духовная инвалидность (преодолеваемая, однако же, искренним обращением ко Христу), а содомия как сексуальное поведение тяжелейший грех, совершенно несовместимый с верой во Христа. Пропаганду содомии в качестве нормы мы считаем злом, разрушающим и конкретные человеческие души, и все общество в целом. Мы отказываемся быть толерантными к этому злу и считаем себя вправе и индивидуально, и публично обличать его.
Но при этом мы отказываемся от применения физической силы по отношению к содомитам. Мы не считаем допустимым затыкать им рты. Наша аргументация против их греха аргументация христианская, и если они не христиане, то мы тут ничего поделать не можем. Назвать грех грехом, объяснить, чем он грозит им в вечности это наш долг. Но тащить их в рай на аркане нельзя. Не только потому, что живем в светском государстве, которое сие воспрещает но прежде всего из духовных соображений. Если мы начнем силой перекраивать их души то очень скоро разрушим свои.
А самое главное вся эта "пропаганда гомосексуализма" может оказаться опасной лишь тем подросткам и молодым людям, у которых в душе пустота, которым жить скучно (и потому их тянет на "остренькое"). Если мы сумеем наполнить сердца наших детей высшими ценностями, то для извращений там попросту не станет места.
Но это ж работать надо, а не на площадях зажигать...
Источник: Фома