За суровым и наукообразным названием толстого тома "Богословская Антропология" скрывается весьма познавательный словарь. Каждая из 56 его статей написана дважды: православными богословами и немцами-католиками. Можно сравнить подходы и выяснить, чего больше у разных конфессий общности или различия.
Представления о человеке у католиков и православных похожи, а разделяет их учение о Троице, папском главенстве и др. С другой стороны, на Западе и Востоке школы богословия развивались разными путями.
Например, немцы осваивают учение Канта как базовый предмет, и их статьи пестрят ссылками на него; не стесняются они ссылаться и на Маркса. Русские богословы цитируют святых отцов, причем не в последнюю очередь того же блаженного Августина, что и католики. Зато у православных не найдешь цитат из философов Серена Кьеркегора или Карла Ясперса.
Немец посвятит пару страниц "особому мнению" Йозефа Ратцингера (нынешнего папы римского Бенедикта XVI) о посмертной жизни души, а статью о различии мужского и женского полов почти полностью превратит в доказательство их равноправия. Для православного русского равенство не исключает иерархичности, послушание жены мужу не отменяет ее особых даров и особого пути.
Православные говорят о дискуссионных вещах гомосексуализме и транссексуализме в той же статье о различии полов, не избегая прямого нравоучения, а романтическое понятие "любовь" объясняют таким наукообразным языком, что прочитают только очень целеустремленные читатели. Католики избегают нравоучений, о недопустимости разводов сообщают просто как о факте, а о запрете на контрацепцию в разделе "готовность к чадородию" в статье "Брак" не упоминают вовсе Некоторые статьи звучат политически остро: православный автор рассуждает о смысле новозаветного принципа "нет власти не от Бога", о том, что иерархия властных отношений в обществе обеспечивает его стабильность. А католики называют аналогичную статью через дробь: "Власть/Насилие".
Для неподготовленного читателя могут быть удивительными научные по стилю рассуждения о том, что смерть это не конец а начало новой жизни. По свидетельству православного редактора словаря, статью "Образован" вставили по настоянию немецкой стороны. Немцы предложили также раскрыть понятие "Права человека", и появилась статья "Достоинство/Права человека".
Православные, с одной стороны, утверждают, что "евангельская любовь по своей надмирной сути не нуждается в правах человека", с другой замечают, что правозащитная деятельность одна из сторон социального служения Церкви. О центральном праве на свободу вероисповедания католики рассказали еще раз в статье "Общество". Те и другие сходятся в том, что права и свободы всегда не только дают привилегии, но и накладывают ответственность.
Поразительно, что в религиозном словаре статья "Грех" довольно объемна, а статья "Добродетель" отсутствует вовсе. Зато есть две разные статьи "Совершенство" и "Святость" к написанному в них и предлагается стремиться русскому и немецкому читателю. Параллельный том словаря, немецкий, получился меньше по числу страниц, но толще по объему. Не хватает изданию главным образом предметного указателя.
Источник: Известия