ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Господи, где же ты был? Немецкий священник ищет ответы на самые трудные вопросы

Татьяна Ткачева, Ариадна Рокоссовская :: 13 февраля 2013

Немецкий священник Манфред Дезелерс больше 20 лет живет в польском городке Освенцим у порога бывшей "фабрики смерти". Принимает гостей в католическом "Центре диалога и молитвы". Делится знаниями и соображениями – в том числе как автор диссертации о Боге и зле на примере биографии Рудольфа Гёсса, коменданта концентрационного лагеря Аушвиц. Но больше слушает: посетив государственный музей "Аушвиц – Биркенау", люди обычно настроены "выговориться".

Он приехал в Воронеж по приглашению регионального Центра устной истории сразу после открытия в Аушвице российской национальной экспозиции. Выставка была на реконструкции десять лет и не раз становилась яблоком раздора между специалистами и политиками РФ и Польши. Теперь эти споры, надеемся, тоже ушли в историю. Возможно, и туристов-россиян в Освенциме прибавится – сейчас их единицы. Всего же музей посещают порядка миллиона человек в год.

Что открывает нашим современникам фашистский концлагерь? Чем стал он для культуры и памяти – мировой, национальной, личной?

– Как вы, немец, оказались в Аушвице?

– Я поехал в Аушвиц на неделю как турист. Там-то и встали вопросы, которые заботят меня до сих пор. Затем было волонтерство в Израиле. Я познакомился с теми, кто пережил войну. Кто бежал от нацистов из Германии или Европы. Кто был узником концлагеря и носил на руке наколку-номер. Я понял, сколь глубоки нанесенные им раны и сколь важно работать для примирения.

Какое-то время я жил на родине, изучал теологию, стал клириком прихода близ Мюнхена. У этой общины были контакты с поляками, поездки в Аушвиц. (Германская конференция католических епископов инициировала диалог между немцами и народами-жертвами, в рамках которого в 1970 году был совершен знаковый политический акт: канцлер ФРГ Вилли Брандт преклонил колена перед монументом борцам варшавского гетто. – "РГ".) Я познакомился со священником из Освенцима, у которого обитаю по сей день. И подумал, что важно не столько говорить о примирении, сколько разделять друг с другом жизнь, взращивая взаимное доверие. Мне нравится польское выражение "слышать голос этой земли".

В Освенциме нужно не просто изучить его историю, но и в какой-то степени "прочесть" послание жертв. И, конечно, расслышать голос собственного сердца. В Аушвице сердце неизбежно спрашивает себя: "Как бы я действовало в тех обстоятельствах?"

– На всех ли посещение Освенцима действует одинаково?

– Каждый человек сопоставляет узнанное здесь с тем, что ему рассказывали родители и учителя, со своей структурой веры. У разных народов свои контексты восприятия. Для немцев память об Аушвице – прежде всего память о вине. Не личной, конечно, – уже мало тех, кто может ощущать себя непосредственным соучастником преступлений. Виновность тут – часть того, что о нас как о нации думают другие. И бессмысленно твердить, что ко мне лично это отношения не имеет. Нужно деятельно завоевывать доверие.

Для евреев Освенцим – крах их старого мира, когда они жили в Европе и на советских территориях, сталкивались иногда с антисемитизмом, но не могли предположить, что эта ненависть к ним станет столь тотальной и убийственной. Что Гитлер задумает "окончательно решить еврейский вопрос" в Европе, что цивилизованные и культурные немцы станут их отлавливать и вагонами отправлять в лагеря смерти. Большинство европейских евреев погибли. Представители этой национальности живут в основном в США и Израиле с сознанием того, что трагедия может повториться. Реакция на этот вызов – образование своего государства. В Аушвиц возят всех израильских школьников, офицеров армии и полиции. Кроме этого политического аспекта есть и религиозный: как Бог допустил такое уничтожение евреев? Это ведь было хуже, чем египетское рабство. Один из вариантов ответа – Государство Израиль возродилось, значит, Бог не забыл свой народ. Другой – нам не понять Бога, мы можем только доверять Ему. Быть может, Он плакал...

Польское видение Аушвица по-своему уникально. Оно связано в первую очередь с огромной ролью католической веры в общественном сознании этого народа. Возникновение Польши как государства неразрывно связано с ее крещением. В конце XVIII века страна исчезла с карты Европы, будучи разделена на немецкую, австрийскую и российскую части. Польская культура и язык пережили эти невзгоды в рамках Церкви. В 1918 году Польша возникла снова, в 1939-м снова была разделена. Поражение потерпела надежда на возрождение государства – но не вера. Среди польских католиков утвердилась идея самопожертвования во имя родины, во имя сохранения веры, любви и семейных ценностей, во имя Бога – с уверенностью в том, что за это рано или поздно воздастся. Эта вера в Польше до сих пор очень сильна, и символом такого отношения к жизни стал, в частности, святой Максимилиан Кольбе – польский монах-францисканец, который отдал свою жизнь за другого человека в Аушвице. Он олицетворяет победу веры и любви над миром зла и ненависти.

О российском взгляде на Освенцим мне говорить сложно: я дитя Запада и до недавнего времени имел очень смутное представление о Советском Союзе и России, об их понимании войны вообще. Центром вашей национальной экспозиции в музее "Аушвиц – Биркенау" всегда было освобождение лагеря советскими бойцами – в контексте освобождения Европы от фашизма. Новая выставка говорит и о советских узниках. В Польше сейчас так активно критикуют коммунизм, что почти не говорят о пострадавших в войне со стороны Советского Союза и выражают его гражданам слишком мало благодарности за освобождение. Мне кажется, это должно быть болезненным для российских ветеранов. "Советских" не любят – но ведь именно они освободили Аушвиц.

– Десятилетия прошли, а тема все еще будит старые обиды.

– Мы везде касаемся незаживших ран, связанных с нашей идентичностью. Нельзя сыпать на них соль, выспрашивая, как именно болит. Для лечения существуют врачи. Но это не значит, что всем остальным вообще ничего нельзя предпринимать. Отношения народов, затронутых Аушвицем, все еще "заживают", и мы бы хотели, чтобы доверие укреплялось именно там, где было подорвано.

– Вы упомянули о том, как на вопрос о Боге в Освенциме отвечают евреи. У христиан своя трактовка?

– В центре нашей веры стоит Крест и опыт покинутости, оставленности Богом – вспомните вздох распятого Иисуса: "Боже, Боже мой, зачем Ты оставил Меня?" И это ключ к моей надежде: Бог на стороне жертв, даже если они Его не видят и не чувствуют. Христос шел туда, где люди больше всего в Нем нуждались. И потому я убежден, что Он был и в Аушвице. Один узник-поляк перед казнью нацарапал на стене камеры крест. Маленький знак того, что даже в этом аду можно было найти Бога.

У любого человека есть достоинство. Его нельзя разглядеть под микроскопом, как пытались сделать нацисты, когда изучали различия рас. В него нужно верить. И в христианской традиции такая вера коренится в библейском сюжете о сотворении человека по образу и подобию Божьему. Господь живет в каждом и любит каждого. Эту любовь можно предать, став преступником. Однако Он не прекратит любить и ожидать нашего раскаяния. Поэтому мой ответ на вопрос: "Где был Бог в Аушвице?" – "В достоинстве жертв". Через него Он обращался и к совести преступников.

– В том числе к безжалостному коменданту Освенцима Рудольфу Гёссу?

– Да. Я проследил, как он чувствовал и вытеснял из души это беспокойство. Он не родился извергом. Обычная семья католиков. Но любви в доме не было. Мальчик боялся строгого отца и в 15 лет сбежал, стал солдатом-героем. А потом вышел из Церкви и обрел смысл жизни в псевдорелигии национал-социализма. На ремнях солдат вермахта стояла надпись: "Бог с нами" – так повелось со времен Первой мировой, и когда Гиммлера спросили, не стоит ли от этого отказаться, он ответил: "Мы верим в Провидение и являемся его проводниками". Как известно, нацисты рассчитывали утвердить "природное" превосходство сильной расы, "очистившись" от всего, что ослабляет народ: начиная с немецких душевнобольных, ставших первыми жертвами газовых камер, и заканчивая влиянием иудаизма и христианства с их традицией прощать грешников. Приняв эту псевдорелигию, Гёсс пожертвовал человеческим отношением к людям: эсэсовцам разрешалось испытывать к заключенным только чувство расового господства. И тем не менее в его автобиографии, написанной в заключении после войны, есть сцены, где Гёсс смотрит на узников как на людей. Он стоит на площадке, куда приходят вагоны с обреченными на смерть, и видит кричащую на него женщину, видит играющих детей. С какого-то момента эти картины начали неизменно всплывать в его сознании при встрече с собственной женой и детьми. Он подолгу мерил окрестности быстрыми шагами, скакал верхом, чтобы забыться. По сути, он функционировал, но уже не жил. Уничтожил собственную человечность. Бог был в Аушвице – во взгляде жертв на коменданта лагеря. Он стучался в сердце Гёсса, был ему немым укором. Но тот закрылся. Уничтожая узников, уничтожал в себе Бога. В этом отвержении и есть природа зла.

– Немецкому философу Теодору Адорно приписывают фразу: "После Освенцима нельзя писать стихов". Есть ли, по-вашему, вещи, невозможные после столь страшного опыта?

– Насчет стихов – те, кто выжил в лагере, как раз писали их, чтобы память обрела форму. Взять хотя бы творчество Пауля Целана. Если окружить проблему тишиной – тишина однажды превратится в пустоту. Аушвиц нельзя забыть. Вопрос в том, чтобы осознать нашу ответственность и ее меру. Я глубоко убежден в том, что "нельзя позволить Гитлеру одержать посмертную победу" – есть такая идея у философа Эмиля Факенхайма. Он говорил: если после Аушвица нет смысла быть евреем, то "окончательное решение еврейского вопроса" состоялось. Эти люди не должны были выжить – но они выжили и должны идти дальше. Им отказывали в месте на земле – теперь у них есть целое государство. Нацисты хотели уничтожить их религию – значит, особенно важно сохранить иудаизм. Хотели предать их забвению – теперь следует помнить. В людях хотели убить достоинство – теперь они должны быть его преисполнены. В моем понимании память об Аушвице не должна уничтожать веру в добро. Нельзя, чтобы после посещения Освенцима люди возвращались домой подавленными, обремененными ощущением зла и враждебности мира. Бывшие узники подтверждают, что это никому не идет на пользу. Смысл посещения мемориала – в том, чтобы осознать свою ответственность за будущий, лучший мир.

В музее есть витрина, заполненная волосами заключенных. Их нашли после освобождения лагеря – мешки срезанных волос. Было много споров: стоит ли их показывать или лучше предать земле. Потом решили, что все-таки волосы – не части тел. Такие "экспонаты" – символ отношения к людям как к материалу. В дело пускали как физическую силу узников, так и их вещи, и золотые коронки, и даже пепел от сожженных трупов. Глядя на витрину с волосами, я всякий раз внутренне кричу: "С людьми так нельзя обходиться!"

– Как вы думаете, почему, несмотря на массу сведений о преступлениях нацизма, эта идеология по-прежнему находит сторонников, в том числе в странах, пострадавших во время Второй мировой?

– Думаю, в основе нацизма лежит, среди прочего, сильнейшее человеческое искушение: "Я хочу завоевать мир, всем обладать и не иметь ничего общего с другими, а если они помешают, я их устраню". Этот соблазн – в уменьшенном виде – знаком каждому. И он не исчез с уничтожением нацистского государства. Поэтому очень важно наладить общественную систему на принципе уважения к достоинству любого индивида независимо от его согласия или несогласия со "мной". В теории это выглядит легко – как общая декларация прав человека. Но на практике декларации быстро забываются. Может быть, если взаимное уважение станет возможным для узкого круга людей, им удастся втянуть в свое пространство и остальных. Лучше ставить вопрос так: "Что должен предпринять я?" Иначе разговоры о том, что нужно вообще, позволяют бездействовать каждому в отдельности.

Cпустя 68 лет после того, как советские войска вошли на территорию нацистского концентрационного лагеря в польском городе Освенцим, 27 января в Государственном музее Аушвиц-Биркенау открылась постоянная российская национальная экспозиция, которая в течение нескольких лет была недоступна посетителям "фабрики смерти".

Один из сюжетов, представленных в экспозиции, повествует о том, как 6 ноября 1941 года группа из более чем 100 узников во главе с российскими военнопленными, прорвав окружение, свалив вышку и уничтожив охрану, вырвалась из лагеря смерти Аушвиц-Биркенау.

О том, какое значение для России имеет открывшаяся экспозиция, свидетельствует тот факт, что в церемонии открытия принимали участие, в том числе, спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин и министр культуры Владимир Мединский. На выставке "Трагедия. Мужество. Освобождение" показана история советских узников Аушвица – история не только выживания в нечеловеческих условиях, но и борьбы и героизма, а также освобождение концлагеря советскими войсками. Лаконичная по форме, с удачно сочетающимися мультимедиа и материальными объектами, с залом скорби, в котором можно в тишине осмыслить то, что происходило на этой земле несколько десятков лет назад. "Если мы хотим в себе сформировать ген противодействия нацизму, а его неоформы, неонацизм, сейчас почти общее место, и, к сожалению, очень часто встречается, нужно ехать в Аушвиц", – говорил "РГ" накануне открытия заместитель директора Центрального музея Великой Отечественной войны Виктор Скрябин, который курировал создание новой экспозиции. Размещенная в двухэтажном здании выставка позволяет не только заниматься научной деятельностью, но и привозить в музей группы школьников – то, что уже много лет делается другими государствами и не распространено у нас. Директор музея Аушвиц-Биркенау Петр Цивиньски посетовал в интервью "РГ", что посетителей из нашей страны приезжает так мало, что они даже не вошли в первую десятку: "В прошлом году в Аушвиц-Биркенау побывали 5 тысяч 800 россиян. Ваша страна оказалась между Сингапуром – шесть тысяч человек – и Хорватией – 4700".

Напомним, что музей на месте Аушвиц-Биркенау был создан в 1947 году. С 1961 года в блоке номер 14 размещается российская (советская) экспозиция.

Справка "РГ"

Лагерь в Освенциме (Аушвице) был построен в 1940 году и с 1942-го стал настоящей фабрикой смерти. Данные о количестве жертв разнятся, усредненное значение – свыше миллиона погибших. В 1947 году бывшие узники создали Государственный музей "Аушвиц-Биркенау", став его первыми сотрудниками и экскурсоводами. С 1979 года мемориал является одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама