После публикации на нашем сайте интервью Татьяны Горичевой "В аду нет выбора" в интернете началась довольно жаркая полемика. Точнее, критика, во-первых, взглядов Горичевой, а во-вторых, "Фомы", посмевшего напечатать такое.
Начну с "во-вторых", поскольку это проще всего. Я не вижу ни малейшей трагедии в том, что мы дали интервью Татьяны Михайловны. Она человек умный и глубокий, а тема свободы для христианина стержневая, мы к этой теме обращаемся постоянно, и мнение Горичевой нам интересно. При этом ее мнение это именно что ее мнение, а не официальная позиция журнала, не программная статья. Если мы предлагаем читателям чье-то мнение значит, оно представляется нам достойным обсуждения. Обсуждения, а не автоматического одобрямса. Здесь, в интервью, есть что обсуждать, есть с чем соглашаться и есть с чем спорить. А вот чего не надо так это искать каких-то политических намеков в самом факте публикации.
Теперь перейду к гораздо более сложному "во-первых". Мое отношение к интервью Татьяны Михайловны многослойное. Есть там мысли, с которыми я полностью согласен, есть вещи, о которых я судить не могу, а есть фразы, вызывающие недоумение.
Главное, что мне тут было интересно христианское понимание свободы. Вроде бы уже столько всего об этом сказано, написано... а все равно каждый думающий человек пытается сам найти свои ответы. Наверное, потому, что для каждого из нас свобода не что-то внешнее, умозрительное, которое можно один раз изучить, осмыслить и далее всю жизнь прожить с этим пониманием (например, понятие интеграла или концепция прибавочной стоимости). Нет, свобода это то, что живет в нас, шевелится, царапается и кусается. Это то, к чему мы стремимся, чего мы боимся, что ощущаем в самых разных своих проявлениях.
Татьяна Горичева
Недостатком интервью, кстати, я считаю то, что участники беседы, профессиональные философы, не попытались даже на самом популярном уровне объяснить читателям, а что же это такое свобода. Они вели разговор так, как будто это вещь сама собою разумеющаяся, и остается лишь обсудить разные аспекты: где свобода подлинная, а где мнимая, к какой именно свободе призывает нас Христос, с чем подлинная свобода совместима, а с чем не совместима. Это то же самое, как, отталкиваясь от понятия интеграла, рассуждать о том, чем интеграл Римана отличается от интеграла Лебега, любую ли функцию можно проинтегрировать на ее области определения, как применять интегральное исчисление к вопросам физики... Темы интересные, но тому, кто не знает, что это такое, интеграл, не слишком понятные.
Сравнение, может, не очень корректное иные всю жизнь и слова такого не слышали, "интеграл", а вот про свободу все знают. Но это знание кажущееся. Самая распространенная ошибка считать свободой наличие внешних условий, в которых возможен некий выбор. То есть если на выборах мне предлагают определиться между Ивановым, Петровым и Сидоровым, то я, значит, свободен. Или если в магазинах есть видеокамеры Sony и есть Panasoinc значит, такое разнообразие делает меня свободным. Соответственно, получается, что мера свободы прямо пропорциональна внешним обстоятельствам. То есть если я живу в тоталитарном государстве и в магазинах всего один сорт сыра, то и свободы у меня никакой нет.
Такой взгляд, конечно, имеет полное право на существование, но с христианством он не слишком совместим. Ведь если мы, христиане, веруем, что Господь сотворил нас свободными "к свободе призваны вы, братия" (Гал. 5:13) то, получается, должны требовать у Бога внешних условий, необходимых для реализации свободы? Ведь если вы мне подарили компьютер что в нем пользы, если я живу в глуши, где нет электричества? Хотите, чтобы я научился работать в ворде протяните ко мне ЛЭП.
Невооруженным глазом видно, что Господь на протяжении всей человеческой истории не очень-то старается создать нам необходимую для такого понимания свободы "инфраструктуру". Войны, нищета, жестокие правители, несправедливые законы, социальная рознь всё это не слишком способствует пользованию свободой.
На самом деле, конечно, христианство понимает свободу совершенно иначе. Свобода не вовне, она внутри. Это отсутствие предопределенности. Это способность человека делать выбор и совершать те или иные поступки вопреки "естественному ходу вещей". Сколь ни тесны рамки, в которые помещает нас жизнь, а все равно можно поступить либо так, либо этак. В тюремном заключении можно сломаться и предать все свои убеждения, последовать принципу "умри ты сегодня, а я завтра", а можно вопреки всей очевидности сохранить верность своим взглядам. В этом смысле был глубоко прав репрессированный поэт Александр Солодовников, писавший "Решётка ржавая, спасибо, // Спасибо, старая тюрьма! // Такую волю дать могли бы // Мне только посох да сума".
Такое понимание свободы, конечно, никак не привязано к политическим реалиям. Свобода заключается не в широте "коридора возможностей", а в том, что мы вообще способны пройти по такому коридору. В тюрьме, на больничной койке, в камере пыток, на заседании Госдумы, возле аналоя на исповеди, в ресторане, в очереди за селедкой... всегда можно что-то сделать, а что-то не сделать. Есть непреодолимые вещи, конечно, но и не преодолеть их можно по-разному. Крайне редко кто способен выдержать пытки, но одни люди терпят до последнего, а другие при одном лишь намеке на "допрос с пристрастием" предают всех и вся.
Но если так понимать свободу, то очень скоро обнаружим, что она оказывается многоуровневой. Уровни различаются тем, какие составляющие нашей личности задействованы в принятии решения. Если я выбираю между чаем и кофе это одно, если между Sony и Panasonic слегка другое, а если между Христом и безверием совсем уж иное.
Мне нравится тут сравнение с елкой. У елки ветки чем ниже, тем длиннее. Так и обычный человек самые примитивные его потребности обычно оказываются и самыми громкими, самыми сильными. Именно на уровне "нижних веток" он и реализует полученный от Бога дар свободы. Ленку или Машку? Колу или фанту? Доллары или евро?
Христианство призывает нас перевернуть себя, перевернуть нашу "ёлку" чтобы самые глубокие, самые сильные наши переживания, мысли, интересы были и самыми высокими. Чтобы выбор был не между "Марсом" и "Сникерсом", а между Бахом и Моцартом, между Православием и Католицизмом, между чувством долга и милосердием. Чтобы на этих, высших уровнях проявлялась наша свобода.
Но выбирать нам приходится не только на нижних или высших уровнях, но и между ними. Не только между пивом и водкой (или Достоевским и Толстым). Иногда жизнь заставляет выбирать между пивом и Достоевским, и здесь свобода воли проявляется куда ярче, острее, чем в супермаркете. Кстати, любая аскетика (не только христианская!) как раз для того и разработана, чтобы научить человека делать правильный выбор между желаниями высшими и низшими то есть научить грамотно пользоваться свободой.
В интервью Горичевой во многом это же и сказано, но утоплено между обличениями бездуховности западной цивилизации. Прямо скажу нет у меня своего мнения насчет на эту тему. Я на Западе не жил, своими глазами ни тамошней духовности, ни бездуховности не видел, а только читал. Насколько справедливо критикует Татьяна Михайловна западное общество, пусть судят те, кто знает его не понаслышке. Но просто по жизни я постоянно убеждаюсь, что истина обычно лежит посредине. Возможно, взгляд Горичевой крайность. Но позиция тех, кто считает общество Запада высоконравственным и высокодуховным другая крайность. А я не хочу выбирать между крайностями.
Что же до политических свобод, прав человека и вопроса о том, как они соотносятся с высшей свободой это отдельная, сложная тема, и потому об этом в другой раз.
А вот что в словах Татьяны Михайловны вызвало у меня некую оторопь это мнение, будто "В раю люди, будучи напрямую связанными с Богом, не были в состоянии грешить. Поэтому святой Максим и говорит, что выбор появился лишь после грехопадения". Надо, конечно, найти точную цитату из преподобного Максима Исповедника, посмотреть на контекст его слов. Пока же у меня недоумение. Ведь если Бог дал людям заповедь "а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17), то значит, у Адамы с Евой был выбор, была реальная возможность эту заповедь нарушить что они, к несчастью, и сделали. Заповедь дают там, где можно поступить так, а можно иначе. Что толку давать заповедь не прыгать в высоту на километр, если человек физически неспособен этого сделать? Интервью озаглавлено "В аду нет выбора" но получается, что его и в раю не было?
Жаль, что этот момент разговора остался не проясненным. Впрочем, и из таких недоумений можно извлекать пользу они ставят нас в ситуацию раздумья и выбора. То есть заставляют реализовывать свою свободу. Причем на высоких ее уровнях.
Источник: Фома