ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Отрекся в малодушии своем

Джованни Бенси :: 20 февраля 2013

Войдя в величественный собор Святого Петра в Ватикане, вы оказываетесь под мощным куполом, который венчает это архитектурное творение Микеланджело. Поднимите взгляд вверх и тогда увидите увековеченную двухметровыми буквами, опоясывающими весь барабан у основания купола, надпись по-гречески и по-латыни. Она передает слова Христа, сказанные апостолу: "Ты, Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16,18). Спаситель обещает Петру: "И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Эти слова поневоле внушают трепет. Как может человек, пусть и наделенный особыми качествами, обладать такими сверхчеловеческими полномочиями? Вспомним теперь, что для христиан преемник Святого Петра – это епископ Рима, то есть Папа, Понтифик.

Католическая Церковь исходит из того, что старый человек, именуемый Папой Римским и избранный сонмом таких же стариков, якобы по наитию Святого Духа, обладает сверхчеловеческим могуществом. Человек с такой мощью должен непременно быть неуязвимым и непобедимым. Увы, это не так. Достаточно того, чтобы этот человек заболел болезнью Паркинсона, как покойный Кароль Войтыла, или подвергся операции на сердце, как три месяца тому назад это произошло с Йозефом Ратцингером, и сразу проявляется его беспомощность, как будто он вдруг потерял ключи Царства Небесного и связанное с ними мистическое могущество.

Поэтому в старину, когда евангельские слова понимали дословно, не любили слабых Римских Пап. Великий поэт Данте в своей "Божественной комедии" поместил в ад Целестина V, который в XIII веке был избран Папой как компромиссная фигура, не сумел выстоять перед интригами и заговорами вокруг Святого Престола и через несколько месяцев подал в отставку. Позднее Церковь его канонизировала, но тем не менее для Данте он остался тем, "кто от великой доли отрекся в малодушии своем".

Можем ли мы считать Бенедикта XVI таким же малодушным человеком? И заслуживает ли он ада по примеру Целестина? В это не хочется верить, времена и нравы все-таки нынче не средневековые. Но разгадать настоящие причины ухода Ратцингера в отставку, что случилось впервые за шесть столетий, не особенно сложно. Он понял, что вселенская Церковь (не только та, которая именует себя Католической, хотя это слово тоже происходит от "кафолический", то есть "вселенский") все больше и больше теряет свое значение в современном мире.

Пока еще не получило достаточной оценки то, как повлияла капитуляция социализма и СССР на Католическую Церковь. Это, конечно, не "конец истории", как полагал философ и политолог Фрэнсис Фукуяма, но тем не менее – эпохальная перемена. Социализм пал, и Бог с ним... Но не победил и капитализм. Система, в которой мы живем, называемая "глобализацией", не тождественна классическому капитализму. Это видно хотя бы по тому, что она погрязла в глобальном кризисе, необъяснимом критериями классического капитализма, и средства из арсенала классического капитализма, которые применяют политики и экономисты для выхода из ситуации, не действуют. Кризис все не кончается.

Что-то подобное можно сказать и о христианской Церкви. В традиционном жизненном укладе Церковь имела свою функцию: указывала на то, что правильно и что неправильно, формировала и отстаивала моральные устои, разрабатывала систему табу и запретов, через которые люди не должны переступать. Церковь имела "нормативную" функцию, которую она начала терять в современную эпоху. Но в период холодной войны Католическая Церковь неожиданно приобрела и другое качество. Как марксизм-ленинизм стал идеологическим прикрытием политической системы в СССР, так и Церковь стала идеологическим прикрытием "свободного мира", его моральным оправданием. В западной риторике тех времен неизбежно говорилось о защите "христианской цивилизации" от советской ("коммунистической", "большевистской", "атеистической") угрозы.

Достаточно сказать об идеологической роли таких фигур, как Папа Пий XII, обнародовавший 1 июля 1949 года декрет Священной канцелярии, которым было формально провозглашено отлучение верующих от Католической Церкви за принятие коммунистического учения и его пропаганду, за членство в Коммунистической партии, сотрудничество с ней, за чтение и распространение ее прессы, на том основании, что коммунизм представляет собой "материалистическое и антихристианское учение", а коммунистические лидеры "и учением, и действиями являют свою враждебность по отношению к Богу, к истинной религии и к Церкви Христовой". Или взять хотя бы американского кардинала Фрэнсиса Джозефа Спельмана, который был Нью-йоркским архиепископом, а потом духовником американских вооруженных сил. Спельман после Второй мировой войны облетел все американские военные базы за границей и произносил пламенные антикоммунистические проповеди. Он, говорят, убедил тогдашнего итальянского премьера Альчиде Де Гаспери исключить из послевоенного правительства коммунистов во главе с Пальмиро Тольятти. Выполняя свою идеологическую миссию в эпоху холодной войны, Католическая Церковь переходила в наступление, например, когда Папа Войтыла совершил визит в Польшу в 1979 году, что, по многим оценкам, подтолкнуло социализм к концу, и не только в Польше.

Сегодня же от всей этой стройной системы двуполярного противостояния ничего не осталось. Общество во все большей мере создает себе свою собственную мораль, не следует предписаниям Церкви в области контроля над рождаемостью, меняются представления о традиционной семье, одна за другой страны Европы придают легальный статус принципу "брак для всех".

У Католической Церкви больше нет ни "великого союзника", ни "великого врага". Кто остался в друзьях и союзниках? Те, кто использует Банк Ватикана для отмывания денег? "Вороны", злоупотребляющие доверием Папы, чтобы украсть из ящика его стола личные документы? А врагами считаются, вместо вчерашней "империи зла", мелкотравчатые "релятивисты" и "секуляристы". Вчера против "крепости Святого Петра" выступали атеисты, которые отказывали христианству в самом праве на существование. Сегодня же врагами считаются именно релятивисты, утверждающие, что нет абсолютной истины, или, если она существует, то она непознаваема или невыразима. Эти люди могут, конечно, критиковать уверенность христианства в своей правоте, но не собираются его преследовать.

Истории с отставкой Бенедикта XVI дает убийственный комментарий ведущая итальянская газета "Corriere della Sera": "То, что мы видим, это синдром экстремального, окончательного, безвозвратного кризиса системы власти и нынешнего облика папства. Это восстание Святого отца против деградации Церкви как института, превратившегося за несколько лет из наставника жизни в грешника, из морального ориентира западной общественности в своего рода "глобального подсудимого"... Без учета этой продолжительной и еще не излеченной травмы нельзя понимать отказ Бенедикта XVI. Только длительная цепь конфликтов, маневров, предательств в тени купола Святого Петра придает смысл не объяснимому иначе поступку, для которого прилагательное "революционный" звучит неадекватно. То, что произошло в эти дни, оставляет оглушительное чувство пустоты". "Оглушительное чувство пустоты" вместе с журналистом "Corriere della Sera" разделяют многие граждане западного мира, для которых небезразлична судьба Церкви и христианства.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама