ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Диалог верующего и неверующего

In atheist we trust?

Вахтанг Кипшидзе :: 25 февраля 2013

Возвращение России от некогда навязанной доминанты атеизма в общественной жизни продолжается до сих пор. На этом фоне не утихают разговоры о том, что неверующие люди могут пострадать от того, что господствующее безбожие в нашей стране становится историей, к которой, очевидно нет возврата.

История европейской цивилизации знает межрелигиозные войны, ей известны преследования верующих определенных религий, но имена людей, отдавших жизнь за свои атеистические убеждения, как-то потерялись за множеством фактов и событий. Или просто таковых нет. Неужели именно в наше время вслед за исключением Дарвина, Маркса, Сталина и Ленина из внедренного путем беспрецедентного насилия пантеона лжебогов, "оголтелые верующие" возьмутся за создание концентрационных лагерей за безбожников?

Нравится это нам или не нравится – но только дважды в истории европейского континента борьба с Богом становилась задачей государственной власти. Это было во времена двух революций, которые некоторые считают великими, французской и русской. То есть борьба с "тем чего нет" для атеистов почему-то превращалось в один их смыслов их пребывания на властном олимпе. Достойная Дон Кихота битва с ветряными мельницами. Таким образом, основное опасение заключается в том, воспользуются ли верующие крахом безбожного режима для мести, для некоего "окончательного решения атеистического вопроса". Как бы кому ни грезился образ православного Ярославского-Губельмана – он останется только в воспаленном сознании людей, которые почему-то считают себя более здравомыслящими, чем все остальные.

Россия – страна, которая пережила масштабное гражданское разделение, которое дает о себе знать до сих пор. В каждой верующей семье найдется неверующий родственник, и в каждой неверующей верующий. Такое возвожно даже среди супругов и, согласно православной традиции, не является основанием для развода. Более того, Русская Православная Церковь исходит из того, что неверующие обладают равным достоинством с верующими, не являются идеологическими врагами, не подлежат дискриминации или какому-либо унижению. У них просто нет того, что есть у нас – веры в Бога. И никакой верующий не будет себя на этом основании превозносить или пытаться навязать свою веру окружающим силой или обманом. Ни один христианин не забывает главного миссионерского аргумента, который является одновременно укором совести каждого из нас. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5. 6), вот слова Спасителя, которыми мы призваны руководствоваться в диалоге с атеистами.

Все вышеизложенное не значит, что религия не должна выходить за пределы личной сферы человека. Если человек – атеист, то он обладает правом публично демонстрировать свой атеизм, т.е., например, не молиться на людях, а вовсе не требовать, чтобы не молились те, кто его окружает. Если верующие создают формы сотрудничества с государством, которые обеспечивают реализацию их прав, например, в армии – странно было бы от этого отказаться лишь потому, что институт "военного атеистического проповедника" вряд ли будет кем-то востребован.

В апреле 1999 года на конференции по космологии в Вашингтоне известный атеист лауреат Нобелевской премии Стивен Вайнберг заявил: "Религия оскорбляет достоинство человека. С религией или без неё, хорошие люди будут делать добро и плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло – для этого необходима религия". Очень странно слышать от уважаемого ученого лозунги, созвучные тем, которые стоили жизни тысячам и тысячам верующих в России и других странах. Возможно, быть гением физической науки не всегда значит понимать, что достоинство человека оскорбляют недостойные поступки, в том числе издевательство над тем, что свято для людей. А для большинства людей в мире святы их религиозные убеждения, для меньшинства – атеистические. Человек, имеющие религиозные убеждения, не будет издеваться над убеждениями других, потому что это недостойно. Вот почему Святейший Патриарх в своем выступлении на Высшем церковном совете в октябре 2012 года подчеркнул важность защиты чувств верующих и неверующих, и не потому, что он симпатизирует атеизму или считает это учение состоятельным, а потому что люди, лишенные веры, обладают равным с церковными людьми человеческим достоинством. Поэтому с ними можно и нужно общаться на равных, с любовью и пониманием, если, конечно, они, в свою очередь, не рассматривают верующих как неполноценных и недалеких людей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама